ГБ ДОУ «Детский сад №129 «Колокольчик» г.Севастополь
Воспитатель: Клочкова Александра Валерьевна
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Щедрая осень»
Тема: «Щедрая осень»
Цель: «Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе».
Задачи:
- Обогащение активного словарного запаса детей по данной теме.
- Закреплять название осенних месяцев, основные приметы осени, изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире, чем занимаются люди, как одеваются, отличительные особенности ранней и поздней осени.
- Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов.
Предварительная работа: беседа про осень и о ее признаках, разучивание физкультминутки «Урожайная», отгадывание загадок.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, использование ИКТ, муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход занятия:
Приветствие.
Воспитатель: — Здравствуйте, дети! Сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте поприветствуем друг друга и подарим улыбку.
Приветствие «Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую!
У нас сегодня необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте, поприветствуем и наших гостей, подарим им свои улыбки.
Здравствуйте! Доброе утро!
И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, давайте с Вами поговорим об осени.
У каждого времени года свои признаки? Давайте вспомним признаки осени;
Дидактическая игра: «Признаки осени».
Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее, в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги.
начинаются дожди, всё чаще моросит осенний дождик.
люди ходят под зонтиками, на улице много луж.
по утрам стелются туманы
порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные листья, которые покрывают землю золотым ковром;
начинается пора листопада. (7 слайд)
по ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней;
ранней осенью созревают много овощей и фруктов.
- Ребята, а как люди трудятся осенью?
Люди работают на полях, в садах и огородах. Наши мамы и бабушки варят варенья, компот, делают всякие овощные запасы на зиму.
Сегодня утром я получила письмо от бабушки Авдотьи. Она пишет, что у нее в огороде выросло много овощей и фруктов. Ей трудно одной собрать весь урожай, и она просит о помощи. Поможем? (Ответы детей.) Тогда давайте отправляться в дорогу.
По тропинке мы шагаем – Раз, два, три, четыре, пять! Чтобы к бабушке на помощь Нам с тобой не опоздать.
Ну-ка, встанем на носочки, Чтобы домик увидать … Вон виднеется домишко, Можно к бабушке бежать. (Ю. Кириллова)
Дети бегут и садятся на стульчики.
Ну, что ж, а вот и бабушка Агафья. Давайте попробуем отгадать, что выросло у бабушки.
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:
(чтение загадок, и показ овощей и фруктов на экране).
Дидактическая игра «Угадай»
1. Очень важный он сеньор –
Ярко-красный … помидор
2. Вас простуда валит с ног?
Ешьте поскорей…чеснок
3. Зайчик весел, бодр и ловок –
Съел он дюжину…морковок
4. Под дождем она промокла,
Но свежа, румяна…свекла
5. Ох, наплачемся мы с ним,
коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…лук
6. Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют…огурцы
7. Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? – репка
8. (Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка –
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли).
9. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. Яблоко.
10. Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду пока Матрешка
Упадет сама в траву — Груша.
11. Синенькие детки
Висят в саду на ветке.
Сладкие и вкусные
С косточками узкими — Сливы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки.
Ну что же, пора приступать к работе. Поможем бабушке собрать урожай? – Да!
Где растут овощи? — Овощи растут в огороде, на грядках.
Где растут фрукты? – Фрукты растут в саду, на деревьях.
Молодцы! А сейчас мы немножечко отдохнем, пока будем подводить итоги.
Физкультминутка:
«Урожайная» (аудиозапись песни, муз. Филиппенко сл. Волгиной)
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поём.
Урожай собирай,
Да на зиму запасай!
Ой-да, собирай
И на зиму запасай!
Мы — ребята молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох -
Урожай у нас неплох!
Ой-да, и горох,
Урожай у нас неплох!
Ты, пузатый кабачок,
отлежал себе бочок!
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Ой-да, не зевай,
А в корзину полезай!
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Воспитатель: – Какие молодцы, ребята, собрали и фрукты, и овощи.
А для чего их выращивают? (Чтобы есть, готовить различные блюда, они полезные)
Что же можно приготовить из них? (Салаты, варенья, бутерброды и т. д.)
Дидактическая игра «Какой сок?», «Какое варенье?».
из яблок
из груш
из слив
из помидоров
из винограда
из лимона.
Дидактическая игра «Как мы собрали урожай?»
Обратите внимание, на столе овощи и фрукты (муляжи). Вам нужно подойти, взять один овощ или фрукт, по желанию и правильно составить предложение. После этого положить – в корзинку. Не забывайте, что одни овощи мы срываем, другие выкапываем, третьи выдёргиваем, а некоторые срезаем.
Мы помидор срезали с веточки.
Мы репку выдернули из земли.
Мы лимон сорвали с ветки.
Мы капусту срезали ножом.
Мы морковку выдернули из земли
Мы огурец сорвали с веточки
Мы лук выдернули из земли
Мы яблоко сорвали с ветки
Мы свеклу выдернули из земли.
Мы сливу сорвали с ветки.
Давайте присядем на стульчики и послушаем стихотворение:
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – бродить в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу — стынуть,
Тучам – литься,
Ну, а нам, друзья.? Трудиться!
Ребята, как вы думаете о каком времени года говориться в этом стихотворении?
Дети: Об осени (показ слайда – картина «Осень»).
Как можно назвать эту картину? (ответы детей)
Золотая осень.
Почему? – Потому, листья на деревьях пожелтели и деревья стоят, как в золоте (золотые).
Осень и, правда – очень красивое и волшебное время года. Все деревья в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые. – В солнечный, яркий осенний денек кружится сорванный ветром листок. Падают, падают листья кругом, землю покрыв золотистым ковром.
Подведение итогов:
Молодцы ребята!
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
Что нового узнали?
Вы любите осень? Почему?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы.
Бабушка Авдотья: — Спасибо вам ребята за помощь. Вы – такие молодцы. И я хочу угостить вас яблоками из моего сада. До свидания!
|