Воспитатели:
- Авзалова Айгуль Айратовна
- Шайхразиева Эльмира Ренатовна
МАДОУ №108 «Счастливое детство» г. Набережные Челны.
Возрастная группа: старшая
Цель: Систематизация знаний детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о зиме
- Закрепить понятия: «Одежда», «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие животные нашего леса», «Следы животных»
- Расширять активный словарь по данной теме (приметы зимы, иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, дикие животные, спячка, подшерсток, маскировка, логово)
Развивающие:
- Развивать память, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, животным, любовь к родной природе
- Формировать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие.
Методические приемы:
Словесный: приветствие, объяснения, пояснения, художественное слово, диалог;
Наглядный: обследование предметов, показ способов действия, иллюстрации животных, птиц и следов;
Практический: обыгрывание игр, изготовление искусственного снега, создание коллективной работы.
Методическое обеспечение:
Для воспитателя: Дидактические игры: «Следы», «Одежда», «Волшебный мешочек» (вата, мел, мех, мешочек с наполнителем, су-джок, вода в бутылке, мороженое, губка), мольберты, аудиозапись скрипа снега,
Для детей: Оборудование для лепки: формочки, детские памперсы, гель для изготовления искусственного снега, пищевой краситель, вода в емкостях, пластиковые стаканчики, ложки, контейнеры, подносы.
Ход совместной деятельности
I. Организацинно-мотивационный этап.
1) Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- У нас сегодня гости, поздороваемся с ними.
2) Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Я вам принесла вот такой мешочек. Он не простой, а волшебный.
- Ребята, вам интересно, что там находится?
(Воспитатель заглядывает в мешочек)
- Там спряталась загадка. А чтобы отгадать загадку, я вам предлагаю достать оттуда предмет и назвать его признак. Какой он на ощупь? (легкий, мягкий, колючий, холодный, белый…)
II. Основной
- Что может быть легким, мягким, иногда и колючим, рыхлым, холодным, белым, чистым, липким? Правильно. Снег.
- О чем мы с вами сегодня будем говорить?
- А снег когда бывает? Почему?
- Представляете, зима не хочет отдавать свои права весне. Говорит, что мы ещё мало знаем о ней, поэтому она останется у нас подольше.
- Что нам теперь делать?
- Надо доказать Зимушке – Зиме, что мы много знаем о ней. А также знаем, после зимы обязательно наступит какое время года?
- Ребята, а как вы думаете, где живёт зима?
- Отправляемся в гости к Зиме. Но сначала надо одеться.
- Как люди зимой одеваются, выходя на улицу?
- Верно. А чтобы одеться, нам с вами нужно поиграть в одну игру. Присаживайтесь на стулья.
Дидактическая игра «Одежда»
- Сперва мы рассмотрим, какая одежда тут есть. По одному называем.
- Глазками посмотрели, запомнили, где какая одежда находится.
- Теперь карточки закрываем. Будем по одному выходить и открывать 2 карточки. Если вы найдете 2 одинаковой одежды, то карточки так и останутся открытыми, если же нет, то они закроются. Когда все карточки откроются, тогда мы сможем отправиться в путь.
- Молодцы! Теперь можно отправляться к Зиме в гости.
Физкультминутка «Одеваемся на прогулку»
- Встаем со стульев. Повторяйте слова и движения вместе со мной:
Не страшны нам холода.
Ходим в шубах и ушанках — шагают на месте
- «надевают» шубы и ушанки
И катаемся на санках,
А потом на лыжи встанем — идут «лыжным» шагом
И с горы кататься станем.
Снег пушистый все летает. — поднимают руки вверх и медленно опускают
А метель все завывает.
Сколько снегу намело! — показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем — имитируют действия
И в снежки играем. — снежки «бросают»
- Вот мы и в гостях у Зимы оказались.
- Прислушайтесь, какая тишина: не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок (аудиозапись скрипа снега).
Дидактическая игра «Следы»
- Ребята, посмотрите! Что это?
- Кому же эти следы принадлежат?
- Я вам предлагаю найти следы каждому животному. Возьмите каждый себе 1 след, присаживайтесь на стулья. По следу находим своего животного. Если нашли, вставайте и прикрепляйте свой след животному.
- Теперь проверяем, правильно ли вы определили следы. (Переворачивает закрытые карточки)
- Почему нет следа у медведя? Верно, он впадает в спячку, поэтому его следов мы не нашли.
- А где же след ласточки?
- Молодцы! Справились с заданием. Нам пора отправляться дальше в путь. Идем дальше.
Дидактическая игра «Собери мусор»
- Ребята, снег начал таять. Уже видно, как много грязи и мусора было под ним. Осенью туристы спешили и забыли убрать за собой мусор.
- Мы с вами наденем перчатки и соберем мусор, чтобы в лесу было чисто, чтобы звери и птицы не поранились. Приготовили руки. Надеваем перчатки.
Мы перчатки надеваем,
И в нее мы попадаем.
- Мы эти формочки помоем хорошенько и будем складывать в ящики, вдруг они нам пригодятся еще.
Мы посуду моем.
Моем вилку, чашку, ложку.
Вымыли блюдце и стакан.
- Каким образом можно их разложить?
- Без чего зимы не бывает? Правильно, без снега.
- Скоро весна начнет хозяйничать. Снег растает.
- Захотелось нам слепить фигуры из снега, но снега нигде не осталось. Что делать нам тогда?
Практическая работа «Делаем снег»
- А вы знаете, что из геля памперсов можно сделать снег? Хотите узнать как?
- Я вам предлагаю сделать снег самим.
- Возьмем с собой ящики с контейнерами.
- Мальчики понесут, потому что они сильные у нас, нам помогут.
- Подходите к столу. Ящики с мусором пока уберем в сторонку.
- Высыпаем из детских памперсов гель. Наливаем воду, перемешиваем ложкой и ждем.
- Будем работать в парах. Договоритесь между собой, кто какую работу будет делать.
- Посмотрите ребята, что с ними происходит?
- Крупинки впитывают воду, тем самым набухают и становятся больше.
- У нас получился снег? Как настоящий?
- Как можно сделать снег цветным? А теперь добавьте в снег краску.
- Что можно сделать из такого снега?
- Ребята, а вы сами хотите нарисовать зимнюю картину?
- Мы с вами мусор собрали, может их использовать?
- Вот и пригодились нам найденные в лесу формочки да ложки. Их заполняем ложкой и переворачиваем на подносе, посмотрим, какая фигура получится.
- Здорово! Красивая картина получилась.
- У кого остался снег, можно будет убрать в контейнеры и поиграть с другими детьми, которых с нами не было.
III. Заключительный этап.
- Ребята, подходите ко мне поближе. Вам понравилось в гостях у Зимы? Что больше всего понравилось.
Рефлексия «Снежинки»
- Если вам понравилось и было интересно, то возьмите веселую снежинку, а если вам было не интересно или что-то не получалось – возьмите грустную снежинку.
- Ребята, покажите свои снежинки гостям.
- Мне с вами было очень интересно общаться и играть, поэтому я возьму снежинку с улыбкой. Вы такие молодцы!
Сюрпризный момент: угощение
- А вот и сюрпризы от зимы. Будем ждать наступления весны. Ну а вам ребята угощение.
- Возьмите с собой, угостите и остальных ребят в группе.
- Вот и закончилась наша прогулка. Пора возвращаться обратно в детский сад. Попрощаемся с гостями.
|