Краткосрочный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе МБДОУ д/сад№26 «Ручеёк»
Воспитатели: Комарова Виктория Викторовна
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Скачать презентацию к ропету
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно, ведь именно птицы, окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых-воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим-птицам, желание узнавать новые факты из жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Сроки реализации проекта: 21. 01. 19-08. 02. 19г
Участники проекта: дети второй младшей группы д/сада №26, родители, воспитатели.
Цель проекта: формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи:
- сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах (ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
- вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах в трудных зимних условиях
- сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц
- пополнить развивающую среду группы материалами по теме проекта
- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь
-привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах
- установление причинно-следственной связи между образом жизни и средой обитания
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
1. Подготовительный этап:
- определение темы проекта
- разработка перспективного плана проекта
- создание необходимых условий для реализации проекта
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т.д.)
-подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, художественная литература, лэпбук)
2. Основной (практический):
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трёх направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- работа воспитателей с родителями;
- совместная деятельность родителей и детей.
- Работа с воспитанниками:
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Беседы:
«Какие птицы остались зимовать в нашем дворе?»
Цель: выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят птиц».
Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «Что за птица?»; «Назови и покажи зимующих птиц», «Сложи картинку».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Ворона», «Снегири на ветке», «Голубь».
Лепка: «Ягодки для птички».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Чтение художественной литературы: С.Маршак «Где обедал воробей?»; Н.Хилтон «Скворечник»; В.Зотов «Ворона»; Т.Евдошенко «Берегите птиц»; А.Барто «Воробей.
Подвижные игры: «Птички летают»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробей»; «Птички»; «Я зимой кормлю всех птиц»
2. Работа воспитателей с родителями:
Консультации: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Памятка для родителей: «Покормите птиц»
Домашнее задание для родителей: принести корм для птиц, чтение произведений о птицах детям, наблюдение за птицами на улице с детьми.
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в изготовлении кормушек для птиц; а также подкормка птиц во время прогулок.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у детей и родителей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Приложение 1:
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Задачи: узнавать птицу, называть части тела.
Ход занятия: Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель: Ребята, чувствуете, как на улице холодно? Да, и птичкам маленьким тоже зимой холодно и голодно. (Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают), только люди могут помочь – покормить их.
Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:
На суку сижу,
«Кар! Кар!» — кричу. (ворона)
Чик-чирик!
С ветки прыг.
Клюй не робей!
Кто это…
Дети хором отвечают: воробей.
Воспитатель: Правильно!
Дети вместе с воспитателем повторяют:
«Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить».
Воспитатель:
-Люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Ребята, давайте покормим птиц. Сейчас мы положим корм в кормушки и отойдём в сторонку, посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель:
-кто прилетел? что птицы делают?
-птицы очень пугливые, наблюдать можно только издалека.
-Посмотрите, ребята, на ветку села птица. У птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает.
Воспитатель:
-назовите части тела птички.
-А сейчас мы поиграем в игру «Ворон и воробей». (Один из детей выбирается быть вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.)
Паспорт методического пособия «Лэпбук» на тему «Зимующие птицы»
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о зимующих птицах, с помощью наглядного пособия лэпбука.
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, физические, художественные и коммуникативные способности, речь.
Характеристика: эстетичный, доступный, мобильный, вариативный.
Составные части лэпбука:
1. Д/игра «Чем питаются птицы зимой?»
Задачи: учить различать птиц по внешнему виду, познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
Материалы: картинки с изображением птиц, карточки с изображением кормы для птиц.
Правила игры: ребёнок с помощью воспитателя или самостоятельно выбирает карточку с кормом и крепит на планшет около птицы, для которой подходит эта пища.
2. Д/игра «Собери картинку»
3. «Строение птицы»
4. «Раскрась птичку»
5. «Птичье кафе»
6. Пальчиковые гимнастики «Птички зимой», «Птички»
7. Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
|