Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.
Мы с детьми слушаем не только рифмующий текст, но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоционалной жизни детей. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает наших детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного творчества поэтического оказывают разностороннее воздействие на наших детей. Можно сказать, то первые сказки для самых маленьких близки к реальности. Например в сказке "Курочка ряба" и "Репка" описываемые ситуации реалистичны- курочка снесла яичко, дед посадил репку и т.д, нереально то что животные говорят человеческими голосами, поступают как люди. Этот прием обогащает сказку. Дети видят, учатся чисто человеческому видению мира через сказку, так как дети накапливают впечатления об окружающем. Мы поняли, что сказка открывается малышам через познание человека. Этим и хороши первые сказки для малышей, что в лснове их лежат бытовые сюжеты.
По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказки более объемные произведения. Для воспртятия их и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в них действуют 3-5 персонажей, происхот смена их действий. Вот поэтому мы хотим чтобы наши дети были подготовлены к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е что-то должно быть им частично знакомо. Вот здесь подготовительную роль и играют потешки, котрпые мы стараемся как можно чаще использовать в повседневной работе. Потешки помогают нашим детям воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова. Особо в этом плане могу выделить потешки на бытовые темы, в которых действуют люди, коротенькие произведения, подводящие к пониманию первых сказок. Вот через эти произведения мы в группе знакомим малыми фольклорными жанрами отражающими элементы народного быта. Посредством фолклора хотим подвести детей к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу. Хотим обогатить малышей добротой, теплотой добрых чувств, прибегая фольклорному слову. Формировать в детях добрые высоко нравственные отношения с окружающим миром. Как можно больше стараемся детям подарить минуты радости, поднять настроение, веселье, праздничность, ярмарочность и балагурство, выходящих из потешек как особого фолклорного жанра.
Для раззвития у детей русского фольклора используем драматические сценки, пьесы, кукольный театр. В это время дети надевают народные костюмы. В постановках принимаем участие и мы — воспитатели и младшие воспитатели, иногда и другие сотрудники детского сада.
Как можно чаще используем для показа детям русские народные игрушки и игры с ними. Детям очень нравятся яркие матрешки. Отмечаем какие они красивые, яркие, нарядные.
Приобщать детей к истокам народной культуры невозможно без помощи родителей. Для них оформляем информации, проводим консультации, родители участвуют в фольклорных праздниках. Проводились и проводятся родительские собрания по данной теме.
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие, музыкальные способности. Ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает все то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
|