Семья – поистине высокое творение Она заслон надежный и причал Она дает призвание и рождение Она для нас основа всех начал
(Е. А Мукачева)
В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой, и тот опыт, который их сверстники приобретают без специально организованных условий обучения, не доступен ребенку с ОВЗ.
Важно помнить, что будущее ребенка зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, и задача взрослых помочь ему в этом.
Семья и детский сад – два важных института, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг c другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Ей принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, их полноценной реабилитации для успешной их интеграции в общество.
Но также семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации и социализации в имеющихся жизненных условиях.
Многие родители стесняется своего ребенка, чрезмерно опекают его, ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. У такого ребенка представления об окружающем крайне ограничены, идет задержка развития, он не чувствует себя спокойным и в безопасности, замкнут, не уверен в себе, не всегда идет на контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к социальной дезадаптации и еще большей изоляции.
Для оказания своевременной помощи по преодолению их отчужденности в обществе, расширения круга общения как детей, так и взрослых, развития взаимопомощи среди них мы объединились двумя группами и проводили работу в данном направлении совместно.
В основу нашей деятельности были заложены следующие принципы:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
- Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Главной целью нашей работы стало вовлечение семьи в единое образовательное пространство для решения поставленных задач.
Работа с семьей была направлена на решение следующих задач.
- формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогами.
- Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка.
- Обогащение отношений детей, родителей, педагогов, получение опыта эмоционально – насыщенного общения.
- Формирование навыков социальной активности.
- Сплочение детей, родителей, педагогов.
Свою работу начали с изучения семьи ребенка, это позволило нам ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом использовали комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав специфику семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ, выработали тактику своего общения с каждым родителем, а выявленные индивидуальные особенности, интересы, способности учитывали при организации и проведении запланированных мероприятий.
В своей работе использовали разнообразные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Анкетирование, которое включало в себя ряд блоков:
- блок: отражает общие сведения о семье, уровень материального положения семьи;
- блок: взаимоотношения в семье;
- блок: уровень реабилитационной культуры семьи;
- блок: характер отношения к ребенку;
- блок: осведомленность родителей о состоянии ребенка и степени его развития.
- Тест «Мой ребенок»
- Родительские встречи: «Давайте познакомимся», «Развивающая среда в жизни ребенка с ОВЗ»
- Мастер – класс «Роль игры в развитии коммуникативных способностей ребенка»
- Семинар – практикум «Ступеньки взаимопонимания»
Проводили досуги и праздники:
- «День матери», «Новый год у ворот», «Поздравляем с женским днем», «Умелые ручки».
- Организовывали выездные мероприятия в музеи, театры, развлекательные центры.
- Приглашали к участию в городских конкурсах: «Дизайнерская елка», изготовление и роспись пасхальных яиц, «Весна жизни», к 70- летию Великой Победы АРТ – ПРОЕКТ, «Смоленский плат», «Мастерская деда Мороза», «Лучший птичий домик».
- Проводили совместные мероприятия по благоустройству и оформлению участков, интерьера в группе.
На совместных мероприятиях активно участвовали все субъекты воспитательно – образовательного процесса: воспитатели, родители и дети.
Воспитатели:
- организовали, показывали, проводили, рассказывали, консультировали родителей по самостоятельному проведению игр и упражнений в других условиях (дома, в транспорте, на отдыхе).
Родители:
- поддерживали эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях;
- помогали освоить новые для ребенка действия и формировали личностные качества;
- наблюдали за успехами ребенка; узнавали об особенностях развития и воспитания;
- делились опытом с другими родителями.
Дети:
- осваивали нормы и правила поведения в общественном месте;
- учились управлять своими эмоциями;
- общались и взаимодействовали с другими детьми и взрослыми.
В результате совместной работы между всеми участниками сложились теплые, дружеские, доверительные отношения. Расширился круг общения с окружающим миром, с социумом, что содействовало обогащению знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, и что немаловажно, вселило в родителей убеждение, что они не одиноки в сложившейся трудной жизненной ситуации.
Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью
- Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ними создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если Вы не располагаете временем — лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную ре акцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
- То, о чем родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
- Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.
Литература.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Москва -2007г.
- Коган М. С. Игровая кладовая.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья Москва – 2008г.
- Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж – 2005г.
- Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект Москва – 2005г
- Марковская И. М. тренинг взаимодействия родителей с детьми
С-Петербург – 2005г.
|