Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна. Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе

Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе

Семья – поистине высокое творение
Она заслон надежный и причал
Она дает призвание и рождение
Она для нас основа всех начал

(Е. А Мукачева)

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой, и тот опыт, который их сверстники приобретают без специально организованных условий обучения, не доступен ребенку с ОВЗ.

Важно помнить, что будущее ребенка зависит от того, насколько он социализирован и адаптирован в обществе, и задача взрослых помочь ему в этом.

 

Семья и детский сад – два важных института, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг c другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Для детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Ей принадлежат значительные возможности в решении определенных вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в развитии, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, их полноценной реабилитации для успешной их интеграции в общество.

Но также семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации и социализации в имеющихся жизненных условиях.

Многие родители стесняется своего ребенка, чрезмерно опекают его, ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. У такого ребенка представления об окружающем крайне ограничены, идет задержка развития, он не чувствует себя спокойным и в безопасности, замкнут, не уверен в себе, не всегда идет на контакт со сверстниками и взрослыми, что ведет к социальной дезадаптации и еще большей изоляции.

Для оказания своевременной помощи по преодолению их отчужденности в обществе, расширения круга общения как детей, так и взрослых, развития взаимопомощи среди них мы объединились двумя группами и проводили работу в данном направлении совместно.

В основу нашей деятельности были заложены следующие принципы:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
  • Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Главной целью нашей работы стало вовлечение семьи в единое образовательное пространство для решения поставленных задач.

Работа с семьей была направлена на решение следующих задач.

  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогами.
  • Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка.
  • Обогащение отношений детей, родителей, педагогов, получение опыта эмоционально – насыщенного общения.
  • Формирование навыков социальной активности.
  • Сплочение детей, родителей, педагогов.

Свою работу начали с изучения семьи ребенка, это позволило нам ближе познакомиться с ними, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом использовали комплекс традиционных методов психолого- педагогической диагностики: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав специфику семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ, выработали тактику своего общения с каждым родителем, а выявленные индивидуальные особенности, интересы, способности учитывали при организации и проведении запланированных мероприятий.

В своей работе использовали разнообразные формы взаимодействия родителей, детей и педагогов.

Анкетирование, которое включало в себя ряд блоков:

  1. блок: отражает общие сведения о семье, уровень материального положения семьи;
  2. блок: взаимоотношения в семье;
  3. блок: уровень реабилитационной культуры семьи;
  4. блок: характер отношения к ребенку;
  5. блок: осведомленность родителей о состоянии ребенка и степени его развития.
  • Тест «Мой ребенок»
  • Родительские встречи: «Давайте познакомимся», «Развивающая среда в жизни ребенка с ОВЗ»
  • Мастер – класс «Роль игры в развитии коммуникативных способностей ребенка»
  • Семинар – практикум «Ступеньки взаимопонимания»

Проводили досуги и праздники:

  • «День матери», «Новый год у ворот», «Поздравляем с женским днем», «Умелые ручки».
  • Организовывали выездные мероприятия в музеи, театры, развлекательные центры.
  • Приглашали к участию в городских конкурсах: «Дизайнерская елка», изготовление и роспись пасхальных яиц, «Весна жизни», к 70- летию Великой Победы АРТ – ПРОЕКТ, «Смоленский плат», «Мастерская деда Мороза», «Лучший птичий домик».
  • Проводили совместные мероприятия по благоустройству и оформлению участков, интерьера в группе.

На совместных мероприятиях активно участвовали все субъекты воспитательно – образовательного процесса: воспитатели, родители и дети.

Воспитатели:

  • организовали, показывали, проводили, рассказывали, консультировали родителей по самостоятельному проведению игр и упражнений в других условиях (дома, в транспорте, на отдыхе).

Родители:

  • поддерживали эмоциональный комфорт ребенка в новых условиях;
  • помогали освоить новые для ребенка действия и формировали личностные качества;
  • наблюдали за успехами ребенка; узнавали об особенностях развития и воспитания;
  • делились опытом с другими родителями.

Дети:

  • осваивали нормы и правила поведения в общественном месте;
  • учились управлять своими эмоциями;
  • общались и взаимодействовали с другими детьми и взрослыми.

В результате совместной работы между всеми участниками сложились теплые, дружеские, доверительные отношения. Расширился круг общения с окружающим миром, с социумом, что содействовало обогащению знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей с ОВЗ, и что немаловажно, вселило в родителей убеждение, что они не одиноки в сложившейся трудной жизненной ситуации.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями детей, имеющих ограничения по здоровью

  1. Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ними создайте необходимые условия для общения.
  2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если Вы не располагаете временем — лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную ре акцию со стороны родителей.
  4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  5. Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
  6. То, о чем родители Вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
  7. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
  8. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  9. Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.

Литература.

  1. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Москва -2007г.
  2. Коган М. С. Игровая кладовая.
  3. Евдокимова Е. С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья Москва – 2008г.
  4. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж – 2005г.
  5. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект Москва – 2005г
  6. Марковская И. М. тренинг взаимодействия родителей с детьми

С-Петербург – 2005г.

Просмотров: 336
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна. Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Косенкова Надежда Владимировна. Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка.
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Бекетова Оксана Николаевна. БУКЛЕТ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА»
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь