- В. Н. Мотлахова
- А. В. Литвинова
- С. С. Антипова
воспитатели МДОУ «Детский сад № 1 п. Октябрьский Белгородского района Белгородской области»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.
Игра является первой доступной для дошкольника формой деятельности, предполагающая сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Она служит для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения и изучения окружающего мира в том числе. В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно [1].
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». В современной педагогике игра понимается как педагогическая технология, включающая обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса, помогающих значительно активизировать учебный процесс, сделать его захватывающим и интересным.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом [2].
В нашем детском саду педагогами созданы такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
Выделены математические уголки, тематически оснащенные играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Дидактический процесс обеспечен качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам математики.
В уголке «Занимательной математики» имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (счетные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счета, сравнивания и т.п).
- материалы и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).
- материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.
- дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры; игры типа "Танграм", геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур.
Организация математической развивающей среды позволяет объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Кроме того, позволяет: обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой [3].
Список литературы:
- Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 1998.
- Столяр А.А.. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988.
- Щербакова Е.И.. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие /Е. И. Щербакова. – М.: Издательский центр Академия, 2004.
|