Программа кружка в первой младшей группе «Удаленькие пальчики».
Пояснительная записка.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:
- развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4, 5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
- восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
- формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
Актуальность.
Мелкая моторика — это способность к выполнению точных движений пальцами рук и ног. Психологи и педагоги рекомендуют развивать навыки мелкой моторики у детей как можно раньше. Если мы воздействуем на пальчики ребенка, значит, воздействуем и на кору головного мозга. Особенно они важны при развитии речи. Затем эти навыки понадобятся при поступлении в школу, когда ребенок будет учиться писать. Но базу для развития мелкой моторики нужно закладывать с первых месяцев жизни.
Существует огромное количество упражнений и игр для развития мелкой моторики. Конечно, с возрастом моторные навыки усложняются. Сначала ребенок осваивает хватательный навык, затем он способен перекладывать предмет из одной руки в другую, брать игрушку несколькими пальцами, гораздо позже учится держать в руках карандаш и выводить первые «каляки».
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Цель.
Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
- Совершенствовать предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемах.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать тактильные ощущения.
- Продолжать взаимодействие с родителями детей.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе работы, в зависимости от опыта детей, степени освоения ими навыков
- использование в процессе работы пособий и атрибутов изготовленных руками педагога из нетрадиционных материалов
- использование в ходе занятий аудиозаписей музыки и звуков живой природы с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Продолжительность.
Программа кружка «Удаленькие пальчики» рассчитана на 27 часов (1 год обучения в первой младшей группе, 3 занятия в неделю по 15 минут), в ходе которых предполагается индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Содержание программы.
Блок 1. Игры с крупами и семенами.
- игра «Науди клад» (горох)
- рисование на манной крупе
- игра «Покорми поросёнка» (фасоль)
- игра «Сортируем макароны»
- игра «Золушка» (фасоль белая и красная)
- игра «Укрась платочек» (дощечки покрытые пластилином, фасоль или горох, семена арбуза и тыквы).
Блок 2. Игры со шнурками.
- игры с бусинами
- игры со шнуровкой
- игра «Червячок».
Блок 3. Игры с застёжками.
- панно с щеколдами, замками, крючками, выключателями и т.д.
- игра «Цветочная поляна» (пуговицы)
- игры с замками
- игры с пуговицами
- игры с кнопками
- игры с липучками.
Блок 4. Игры с прищепками.
- игра «Сушим платочки»
- игра «Дополни картинку»
- игра «Найди хвостик».
Блок 5. Игры со счётными палочками.
- игра «Нарисуй по образцу»
- игра «Выкладываем домик».
Блок 6. Игры с пластиковыми пробками.
- игра «Мозаика»
- игра «Выкладываем рисунок».
Блок 7. Игры с резинками для волос.
- панно для выкладывания рисунка.
Учебный план.
Месяц
|
Количество занятий в неделю.
|
Количество занятий в месяц.
|
Общее количество часов.
|
Сентябрь
|
3
|
12
|
3
|
Октябрь
|
3
|
12
|
3
|
Ноябрь
|
3
|
12
|
3
|
Декабрь
|
3
|
12
|
3
|
Январь
|
3
|
12
|
3
|
Февраль
|
3
|
12
|
3
|
Март
|
3
|
12
|
3
|
Апрель
|
3
|
12
|
3
|
Май
|
3
|
12
|
3
|
Работа с родителями:
- Фотовыставка, с периодически меняющимся содержанием.
- Консультации на темы:
- «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии моторики рук».
- «Развитие мелкой моторики, как основа интеллектуального развития».
Литература:
- Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012г.
- Фадеева Ю.А. «Игры с прищепками: творим и говорим». Москва, «Т.Ц Сфера», 2012г.
- Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Москва, 2009г.
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь» Санкт-Петербург, 2013г.
- «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Санкт-Петербург, 2013г.
|