Мы живём в самом удивительном и прекрасном городе. Познание Петербурга детьми немыслимо без пеших прогулок. «Они же маленькие, быстро устают» — возразят некоторые взрослые. Замечание справедливое, поэтому первое требование к таким прогулкам — их небольшая протяженность по времени и расстоянию. Иначе дети не получат удовольствия, исчезнет желание продолжить их в будущем. В таких прогулках главное не количество увиденного, а радость узнавания нового о Санкт-Петербурге.
А начинать надо вести эту работу с ближайшего окружения. Очень важно знать ребёнку свой домашний адрес, план маршрута от детского сада до дома, микрорайон, где он живёт.
«МОЯ УЛИЦА»
Улицы, как люди: у них есть свои имена, своя судьба и даже свой характер. Улицы не похожи одна на другую, каждая имеет своё «лицо», выполняет свою «работу», но все они необходимы городу.
Что может рассказать о себе улица, на которой вы живёте?
Пройдитесь по улице, на которой вы живёте. Узнайте, как она называется. Выясните, почему она носит это название. Поговорите с ребёнком о том, зачем нужно знать свой адрес.
Рассмотрите улицу. Какая она — большая или маленькая, широкая или узкая, короткая или длинная, молодая или старая? Что полезного для горожан находится на этой улице (аптека, магазин, библиотека, почта)? Чем она интересна? Может быть он найдёт на ней то, чего нет на других соседних улицах.
Обсудите, куда ведёт ваша улица. Зачем она необходима городу? Какой транспорт двигается по вашей улице?
Поговорите с ребёнком о том, что ему больше всего понравилось на этой улице. А что не понравилось? Как жители могут помочь своей улице — сделать её более красивой и благоустроенной?
Возвратившись домой, нарисуйте вместе с ребёнком «портрет» улицы. Тема может быть произвольной: «Наша улица», «Как улица наряжается в праздник», «Какой мы хотим видеть нашу улицу».
«ПРОГУЛКА ПО ОСЕННЕМУ ГОРОДУ»
Санкт-Петербург – в разное время года совершенно разный. Поэтому полезно посещать с ребёнком одни и те же места в течение целого года и наблюдать за тем, как изменяется сам город и горожане. Чем же необычен осенний Петербург?
Совершите прогулку с ребёнком по осеннему Санкт-Петербургу.
Попросите ребёнка найти признаки наступившей осени: как изменилась погода? Что происходит с природой?
Рассмотрите внешний вид и состояние деревьев. Уточните, какие деревья знакомы ребёнку. Соберите опавшие листья, жёлуди.
Обратите внимание ребёнка на то, что происходит с городом. Какие новые краски появляются на городских улицах? Какие приметы осени можно обнаружить на улицах?
Рассмотрите, как меняются горожане. Поразмышляйте вместе с ребёнком, почему человек меняет одежду в течение года. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть, какая на нём одежда: из чего она сделана, от чего может защитить.
Возвратившись домой, попросите ребёнка нарисовать осенний город или составить поделку из собранных на прогулке природных материалов.
«ПРОГУЛКА ПО ЗИМНЕМУ ГОРОДУ»
Петербург-это северный город. Зима сюда приходит надолго и всерьёз. Как готовятся к ней город и горожане?
Выясните, что ребёнок знает о зиме. Почему она наступает?
Совершите прогулку с ребёнком по зимнему городу. Обратите внимание на признаки зимы.
Поинтересуйтесь, какие ассоциации связаны у ребёнка с зимой. Попросите сравнить его свои ощущения с тем, что происходит в окружающем реальном мире.
Обратите внимание, как изменился город зимой. Какие появились новые звуки, запахи, краски.
Найдите место в городе, где можно увидеть узоры, которые мороз нарисовал на стёклах (витрины, окна). Рассмотрите их. Подумайте, как они появляются.
Обратите внимание, как изменились деревья зимой. Обсудите, куда подевались птицы и животные? Как живётся им зимой в городе? Чем им можно помочь?
Понаблюдайте на улице за машинами. Как они передвигаются? Почему зимой ездить сложнее, чем летом?
Посмотрите, как одеты люди. Как особенности городской зимы влияют на поведение горожан и их внешний вид.
Порассуждайте, а где зимой можно найти «кусочек лета». Зайдите в магазин цветов или на выставку, где можно увидеть летние пейзажи.
Дома предложите ребёнку нарисовать узоры, которыми мороз разукрашивает окна.
«ПРОГУЛКА В ЗООПАРК»
На прогулках по городу с ребёнком Вы встречали немало птиц и зверей — городских обитателей, которые живут рядом с людьми и тоже являются городскими жителями. Но есть в нашем городе место, специально приспособленное для зверей — зоопарк. Там проживают дикие звери, удивительные звери, звери — обитатели жарких, далёких стран, и даже животные, которых можно увидеть на улицах Санкт-Петербурга. Что это за
животные и как они оказались в зоопарке?
Вспомните, каких животных, обитающих в городе, вы встречали во время своих прогулок.
Определите с ребёнком маршрут предстоящего путешествия. Найдите на карте, где находится зоопарк. Выясните, как до него добраться?
Поговорите с ребёнком, что такое зоопарк. Зачем они создаются? Какие звери живут в зоопарке?
Внимательно рассмотрите обитателя зоопарка, который привлёк внимание ребёнка. Понаблюдайте за ним и постарайтесь вместе с ребёнком ответить на вопросы:
- Где может жить этот зверь (на юге, на севере, в пустыне).
- Какие у него повадки? Чем он питается?
Предложите ребёнку подумать, почему эти животные собраны в зоопарк. Обратите внимание на исчезающие виды животных.
Найдите «предков» домашних животных. Поразмышляйте с ребёнком, чем отличаются дикие животные от домашних, животные жарких стран от животных севера.
Найдите тех зверей и птиц, которых можно встретить в нашем городе. Подумайте, почему они оказались в зоопарке?
Когда вы вернётесь домой, попросите ребёнка нарисовать понравившихся животных.
|