Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Они предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Ребёнок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишённых для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию.
О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок обучается:
- эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей
- переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков
- осознавать своё реальное место среди других
- уважать себя и верить в себя.
Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми. Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти отношения. Это так называемые «вредные игрушки». Игрушки-монстры нередко родом из агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребёнка с такими играми.
Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп»:
- игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.
- игрушки для выплеска агрессии. Это солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.
- игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.
- игрушки для развития знаний о социальных ролях, имитирующие инструменты врача, шофёра и др.
- театральные игрушки для развития эстетического воспитания, воображения, развития речи.
- технические игрушки – транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.
- спортивно-моторные игры, способствующие двигательной активности, развитию координации движений.
- музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы и др.
- дидактические игры. Им принадлежит особое место. Они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Если не играть, не руководить игрой ребёнка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Поэтому надо взять за правило: несколько раз в день включаться в игру детей, это побуждает их к новым действиям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Таким образом, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра взрослого и ребёнка не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Список литературы
- Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 — № 5. – С. 101—114
- Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
- Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2 (14)
- Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. — М., Издательство: Линка-Пресс, 2012.
|