Средняя группа «Добрячок» МБДОУ «Детский сад №77» Иваново 2020
Вид проекта-, познавательно — творческий Актуальность:
Любовь к Родине начинается с любви к природе: родных лесов, полей, рек и обитателей нашего края. Одним из приоритетных направлений Государство ставит вопрос об охране окружающей среды и сохранении природных ресурсов. Экологическая грамотность и бережное отношение к природе стали важными в современном мире. Ведь с простых знаний начиная от того, что едят птицы и как они зимуют, до правил утилизации батареек и формируется та самая экологическая грамотность населения планеты, благодаря, которой мы все вместе можем сберечь Природу.
Привлечение семей воспитанников к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги — дети — родители). Средний дошкольный возраст является благоприятным для организации проектной деятельности, ребята всегда с удовольствием узнают все новое. Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в средней группе проекта «Кормушка для Пичужки» своевременно и актуально.
Цель:
Обогатить и расширить знания и представления участников проекта о птицах, особенностях образа их жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц, формирование экологической грамотности. Изготовление кормушек для зимующих в городских условиях птиц нашего края.
Задачи„• — Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек, доброжелательное отношение к зимующим в городских условиях птицам.
-Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.
-Привлечение семей воспитанников к совместной деятельности с детьми и педагогом.
А. Яшин
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — Не счесть, Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приручите птиц в мороз К вашему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Памятка “Как подкармливать птиц".
- Кормушки лучше делать самые простые — из пакетов из-под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
- Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
- Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
- Кормушки нужно держать в чистоте.
- С л едите, чтобы в кормушке не было снега.
- Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
Правила поведения возле кормушек.
Громко не кричать, не сорить,
не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.
Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
У сороки длинный черный хвост.
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
Ворона питается остатками пищи.
Клесты любят семена шишек.
Картотеки пословиц и ПОГОВОРОК О птицах
Видно птицу по полету.
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать. Старого воробья на мякине не проведешь.
Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Всякая ворона свой зябок набивает.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица по-своему поет.
Всякая птица своим клювом сыта.
У каждой пташки — свои замашки.
Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен. Вороненку гнездо — родимая хата.
(Земного синица ест, пьет, да весело живет.
Сорока без причины не стрекочет.
Сорока весть на хвосте принесла.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил. Соловей берет пением, а человек — умением. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
(воробей — воробьи, синица — синицы, голубь—голуби.)
- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.
- Кто это?
- Строение.
- Чем питается?
- Как передвигается?
- Как голос подает?
- Кто и как заботится о птицах зимой?
Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах. Заключительная часть:
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Какое полезное дело для леса делают дятлы?
- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?
- Почему дятлов надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? (ответы детей)
На этом наше занятие окончено, до свидания!
брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
Пальчиковая игра
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь — сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели Две синицы прилетели,
А во вторник — снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Прилетело семь сорок.
- Ребята, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один — много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют- зимующие.
Основная часть:
Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы).
Воспитатель: Воробей — маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная,
воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. — СПб, — ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.
Ход занятия:
Мотивационно-орнентировочная часть:
Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима... (Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает...
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Конспект НОД «Зимующие птицы» средняя группа.
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
- Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
- Расширять знания детей о птицах родного края.
- Учить правильно подкармливать птиц.
Программное содержание:
- Познакомить детей с зимующими птицами.
- Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение составлять описательный рассказ.
- Воспитывать любовь к птицам, желания помочь им.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц, аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры, организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица,
I I I Этап. Заключительный
I.Выставка кормушек «Кормушка для Пичужки».
2. Выбор лучших работ для участия в городском и областном конкурсе «Покормите птиц»
3. Распределение кормушек для птиц на территории ДОУ.
4. Фоторепортаж с выставки.
Этапы реализации проекта: I этап — подготовительный
- Создать условия для формирования расширения кругозора и знаний воспитанников и их семей о зимующих птицах.
- Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.
- Привлечь семьи воспитанников к участию в проекте (корм, кормушки), принимать участие в ежегодном городском и областном конкурсе «Покормите птиц».
- Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.
II этап — основной
Цель: формирование представлений и знаний о зимующих птицах, правилах подкармливания их зимой и поведения возле кормушек.
- Беседа «Зимующие птицы нашего края»
- Заучивание стихов о птицах А.Яшин «Покормите птиц»
- Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах
- Д/игра «Что можно есть птицам»
- Д/игра «Верю — не верю»
- Экскурсии: по территории ДОУ
Наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»
8. Прослушивание голосов птиц
9. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»
10. Памятка “Как подкармливать птиц”
11. Правила поведения возле кормушек.
-Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живом), чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, семьи воспитанников, администрация ДОУ.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с семьями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие семей воспитанников в реализации проекта.
- Формирование у детей и взрослых определенной системы экологических и природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
|