Завгородняя Елена Валентиновна старший воспитатель МБДОУ №16 «Аленка» с.Круглое Ростовская обл.
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из важнейших задач воспитательно – образовательного процесса в дошкольном образовании. Здоровьесберегающие технологии включают в себя много направлений, позволяющих сохранить и укрепить здоровье воспитаника. Одним из них является прогулка.
На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей. Однако, чтобы прогулка действительно принесла пользу ребенку она должна быть не только интересной, но и безопасной.
Педагоги должны четко понимать, что прогулка требует особого внимания и присмотра за группой детей, которые выходя на улицу, проявляют чрезмерную двигательную активность. Для того, чтобы прогулка прошла без проишествий, педагоги должны знать и выполнять следующие рекомендации.
Структура прогулки.
Воспитатели ДОУ должны знать все структурные компоненты прогулки. Они прописываются в Положении о прогулке в ДОУ, и соответственно в календарных планах педагога. Зная, структуру прогулки воспитатели легко и последовательно будут переходить из одной деятельности в другую, что позволит контролировать всю группу детей.
Условия, предусмотренные, санитарными нормами.
Воспитатели должны соблюдать санитарные нормы и правила, прописанные СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4. 1. 3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Согласно этому документу прогулка составляет не менее 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с. Эти правила педагог должен знать и соблюдать не только сам, но и грамотно донести до родителей.
Если у воспитателя возникают сомнения выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха и т.д., он должен обсудить данный вопрос с медицинской сестрой, старшим воспитателем или заведующим.
Требования к оснащению территории детского сада.
При выходе на прогулку воспитатель должен быть убежден в безопасности участка (всё оборудование на площадке должно быть исправно, на территории не должно быть посторонних предметов, угрожающих здоровью ребенка). Об этом он должен спросить у завхоза или осмотреть участок самостоятельно.
Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать возрасту детей и сезону. Игрушки должны быть гигиеничны и безопасны.
В осеннее – зимний период с крыш должны быть сбиты все сосульки, площадки очищены от снега, скользкие участки должны посыпаны песком.
Ворота и калитки должны заперты.
Одежда и обувь ребенка на прогулке.
Воспитатели должны одевать детей в соответствии с температурными и погодными условиями и не допускать:
- переохлаждение, обморожение, перегревание организма ребенка
- намокание детской обуви и одежды.
Безопасность во время прогулки
Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, дети не должны бежать, толкаться, нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др. С детьми ясельного и младшего возраста всегда должен выходить помощник воспитателя.
Воспитатель должен следить, чтобы дети находились только на своем участке.
На прогулке дети должны быть все время в поле зрения воспитателя, не зависимо от структурного компонента прогулки.
Во время наблюдений не допускайте, чтобы дети брали в руки грибы, растения, трогали насекомых.
Во время подвижных игр воспитатель должна научить детей слушать правила игры, начинать игру по сигналу воспитателя, играть только в определенном месте, а не на всей территории площадки, во время игры не наталкиваться друг на друга.
При проведении опытно — экспериментальной деятельности на прогулке, должны быть соблюдены все меры, обеспечивающие, безопасность данного эксперимента.
Во время самостоятельной деятельности дети очень любят играть на модулях, кататься на качелях. При катании на качелях внимательно следите, чтобы дети качались только по одному, сильно не раскачивали качели, рядом не было других детей. При играх на модулях следите, что бы дети забирались на модули друг за другом, не толкаясь, не спрыгивали.
Во время индивидуальной работы с ребенком не упускайте из вида остальных детей, займите их игрой, которая может проходить без вашего участия.
При проведении во время прогулки досугов, развлечений, забав все эстафеты, и задания должны быть продуманны так, чтобы избежать травм во время их выполнения.
В летний период следите, чтобы у детей на голове должны быть надета кепка, или панама, или косынка. В жаркую погоду играйте в тени (на веранде, под деревом, навесом). Пить на прогулке можно только кипяченую воду из одноразового стаканчика. Внимательно следите, чтобы дети не брали грязные руки в рот или вытирали лицо. Используйте для этого влажные салфетки. Не допускайте, чтобы дети ели на улице, принесенные ими из дома фрукты, конфеты и т.д.
В зимний период если на улице гололед, старайтесь идти только по дорожкам, посыпанным песком. Если ребенок упал и чувствует сильную боль, сразу осмотрите его и сообщите медсестре. Следите, чтобы ребенок не ходил по лужам, затянутым тонким льдом, так как под ним могут оказаться ямы и ребенок может намочить ноги. Следите, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки.
Не разрешайте детям разговаривать с незнакомыми людьми, принимать от них угощения, подарки, игрушки.
Не разрешайте детям трогать животных, забегающих на участок, и не трогайте их сами.
При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо обеспечить безопасность детей, убедиться в отсутствии опасной ситуации, сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае, сообщить в соответствующие службы, если в этом есть необходимость.
Все воспитатели должны уметь оказать первую медицинскую помощь.
Все воспитатели, временно заменяющие друг друга несут полную ответственность за каждого ребенка.
При соблюдении всех этих рекомендаций можно прогулку сделать интересной, полезной для здоровья детей, а главное безопасной.
|