Здоровье является важнейшим компонентом, одной из главных ценностей человека. Понимание внутренних резервов, духовного и физического состояний, умение регулировать их способствуют реализации человека, его хорошему самочувствию. Актуальность работы заключается в том, что в современности наблюдается тенденция снижения уровня здоровья, и нужно уже в детстве формировать внутреннюю картину здоровья ребёнка, его отношение к здоровью как к ценности, важно, чтобы у него сложилось понимание, что такое здоровье и как его поддерживать.
Для начала рассмотрим теоретические подходы учёных к определению понятия ВКЗ – внутренней картины здоровья. Появлению этого термина предшествовало возникновение противоположного понятия – ВКБ, которое ввел А.Р. Лурия в 1935 году. Он определял внутреннюю картину болезни, как совокупность ощущений и переживаний больного, связанных не только с физической болью, но и с пониманием общего самочувствия, представлением о своей болезни, её причинах и последствиях.
В 1983 году В. М. Смирнов и Т. В. Резникова аналогично понятию «внутренняя картина болезни» ввели понятие «внутренняя картина здоровья» — некий эталон здорового человека. Эту идею развивал в своих работах В.Е. Каган. Он считал, что ВКБ является частным случаем ВКЗ, поскольку второе понятие определяет переживание человеком своего состояние как здоровья, так и болезни. [3] Отечественный психолог, Б. Г. Ананьев, представлял ВКЗ как определённое отношение человека к своему здоровью, выраженное в осмыслении его как ценности и стремлении к его совершенствованию. По его мнению, внутренняя картина здоровья включает совокупность биологических, психических и духовных возможностей, не только знания о них, но еще и реализацию этих внутренних запасов. ВКЗ не является врожденной составляющей, а формируется как личностное образование [1]
В статье современных психологов, А. В. Ярмак и О. Г. Япаровой, описаны уровни, составляющие внутреннюю картину здоровья:
- Когнитивный уровень – теоретическая составляющая ВКЗ, включающая представления, суждения, мнения о причинах, сущности, последствиях, методах сохранения и укрепления здоровья.
- Эмоциональный уровень – чувственная составляющая ВКЗ, охватывающая переживание здорового самочувствия на основе ощущений, которые формируют эмоциональное состояние; виды эмоциональных реакций на проявления здоровья.
- Поведенческий уровень – действенная составляющая ВКЗ, представляющая собой поступки и действия здорового человека, которые ориентированы на сохранение и поддержание здоровья.
Все эти уровни взаимосвязаны, и нарушение даже 1 уровня приводит к отклонению ВКЗ и может привести к заболеванию. Люди, имеющие более структурированную и хорошо организованную внутреннюю картину здоровья, меньше болеют или быстрее выздоравливают. По мнению этих психологов, ВКЗ зависит от действительного физического состояния человека, общества и людей, которые его окружают, а также от личностных особенностей индивида. [2]
И.В. Цветкова, размышляя о формировании ВКЗ, говорит о важности социума, где задаются идеалы и эталоны, а также о значимости для ребёнка взаимодействия с близкими взрослыми, путем которого интериоризируются социально приемлемые способы контроля и регуляции здоровья. [6] И.М. Шишкова определяет начало формирования ВКЗ ребёнка в 4-5лет и от того, насколько хорошо организован и соблюдён режим дня, какое внимание взрослые уделяют здоровью ребёнка, как они вместе ведут здоровый образ жизни, зависит психологический и физический комфорт ребёнка, его расположение духа и состояние здоровья. Важную роль при этом играют как родители, так и воспитатели дошкольного образовательного учреждения. [8] И. И. Мамайчук также отмечает, что важное место в изучении ВКЗ ребенка имеет исследование личности и социальной ситуации развития, которая оказывает непосредственное влияние на формирование жизненных ориентиров и ценностей, в том числе и здоровья, как главной ценности. Таким образом, сделав обзор литературы и рассмотрев мнения разных авторов относительно понятия «внутренняя картина здоровья», мы можем выявить следующие общие положения: ВКЗ – многокомпонентное, сложное образование, которое формируется, как под влиянием внешних факторов (общества, суждений значимых людей, социального опыта), так и внутренних (личностно-психологические особенности). Все вышерассмотренные позиции психологов сходятся в том, что ВКЗ – это не только понимание человеком своего телесного состояния, но и осознание, реализация внутренних резервов духовных и физических возможностей. Это отношение человека к своему здоровью и совершение действий, направленных на его укрепление и поддержание. Понимание здоровья как ценности и формирование ВКЗ у ребёнка осуществляется благодаря социальной ситуации развития и имеет своеобразие в определённый возрастной период.
Мы провели исследование с целью выявить уровень сформированности внутренней картины здоровья у детей 4-6 лет. Экспериментальная часть проводилась на базе дошкольного отделения ГБОУ СОШ №21 им. Э.П. Шаффе. В ходе индивидуальной беседы детям нужно было дать, как можно больше ответов, на вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Ответы мы интерпретировали следующим образом: по 2 балла выставляется в том случае, если из ответа можно сделать вывод о том, что 1) нужно двигаться; 2) правильно питаться; 3) соблюдать режим дня; 4) соблюдать правила личной гигиены; 5) не причинять вред здоровью (употребление алкоголя, никотина и т.п.). Отрицательные баллы (-1 балл) ставятся, если ребенок утверждает, что нужно лечиться у врача или пить таблетки. Сформированной будет считаться внутренняя картина здоровья, если ребенок 4-х лет наберет не менее 4 баллов, 5 лет – не менее 6 баллов, 6 и 7 лет – не менее 10 баллов.
Из 20 исследуемых детей ВКЗ сформирована только у 5 (25%): у двоих детей 4-летнего возраста, у одного 5-летнего возраста, у двоих 6-летнего возраста. В ответах остальных детей либо преобладали отрицательные тенденции: «надо пойти сдать кровь», «выпить лекарства», либо было недостаточно положительных ответов, чтобы говорить о сформированности ВКЗ.
Таким образом, в результате исследования выявлено, что у 15 детей (75%) недостаточный уровень сформированности внутренней картины здоровья. Поэтому мы разработали рекомендации для родителей, которые смогут улучшить ситуацию.
Очень часто родители хотят, чтобы ребенок посещал большое количество занятий, направленных на физическое развитие, но, в то же время, сами не уделяют внимание укреплению своего здоровья, и ребенок видит их свободное времяпровождение на диване перед телевизором или за компьютером. Личный пример взрослых, а особенно родителей, которые являются эталоном и образцом для подражания, является основой формирования ВКЗ у детей. По возможности, следуют включиться в процесс вместе с ребенком, и тогда он будет с большим желанием делать то, что его порой не заставить. Это может быть: небольшая утренняя гимнастика, желательно, под музыку (5-7 минут); дыхательная гимнастика (2-4 мин.); гимнастика для глаз (1-3 мин.); массаж ушных раковин (1-3 мин.); тропа здоровья – ходьба по массажным дорожкам (2-4 мин.); вечерняя пробежка в зеленой зоне (10-20 мин.); совместное посещение занятий (бассейн, танцы, спорт), например, дети и родители могут заниматься в одной секции, но в разное время; чтение учебно-методических детских книг, связанных с заботой о своем здоровье, например, С. Козлова «Я и мое тело» (серия из 3х книг, которые расширят представления детей о том, что такое человеческий организм, помогут узнать себя и осознанно относиться к своему здоровью); чтение художественных детских книг, в которых герои укрепляют свое здоровье или наоборот, например, Р. Кудашова «Петушок», С. Кардашова «Наш доктор», беседа о прочитанном; разыгрывание с игрушками ситуаций, связанных с ЗОЖ или к чему может привести неправильное поведение героев, например, кукла Маша ест много конфет и…, побуждение ребенка к активному включению в эту деятельность; создание положительного эмоционального фона во время посещения детских театров, цирков, праздничных мероприятий; обязательное посещение музея гигиены (6-8 лет), желательно с экскурсией для детей.
Библиографический список
- Ананьев Б. Г. Основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – С. 118–121.
- Ермак А. В., Япарова О. Г. Проблема формирования внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч. -практ. конф. Часть I. – 2012. – Режим доступа: https: //sibac. info/conf/pedagog/xvii/28457 (Дата обращения: 5.11. 2018)
- Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – Режим доступа: http://www.voppsy. ru/issues/1993/931/931086. htm (Дата обращения: 5.11. 2018)
- Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания – 4-е изд. – М.: Медицина, 1977. – С. 37–52.
- Урунтаева Г. А. Детская психология: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
- Цветкова И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2012. – № 1 (21). – Режим доступа: http://psystudy. ru/num/2012n1-21/612-tsvetkova21. html (Дата обращения: 5.11. 2018)
- Челпанов В. Б. Феномены внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья как конкурирующие и взаимодополняющие психические реальности [Электронный ресурс] // Ученые записки. – 2009. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp? id=12875608 (Дата обращения: 5.11. 2018)
- Шишкова И. М. Понятие о внутренней картине здоровья [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp? id=28792003 (Дата обращения: 5.11. 2018)
|