Актуальность проекта
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно — оздоровительной работы. Образовательная область физическое развитие требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Скачать конспект
Проблема:
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически. Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна.
Цель проекта:
Формирование культуры здоровья у детей 2-3 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать представление о здоровом образе жизни;
- продолжать знакомить с правилами личной гигиены;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
- развивать культурно-гигиенические навыки у детей;
- закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
- развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье;
- воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным;
- укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели: 01 марта – 15 марта 2020г.).
Вид проекта: познавательно – игровой, практико-ориентированный.
Участники проекта:
Дети раннего возраста 2-3 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно – гигиенических процедур;
- формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
- дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Содержание проектной деятельности:
I этап – подготовительный
- подборка методического и дидактического материала;
- подборка художественной литературы;
- оформление папок-передвижек, консультаций для родителей по теме проекта;
- подборка пословиц, поговорок, загадок по теме проекта;
- подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним;
- разработка анкеты для родителей: «О здоровье всерьез»;
- привлечение родителей к реализации проекта.
II этап — практический
Ежедневная работа с детьми:
- утренняя гимнастика;
- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика;
- гимнастика пробуждения, хождение по «дорожке здоровья»;
- физкультминутки;
- закаливающие процедуры;
- подвижные игры в группе, на улице;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- воспитание культуры поведения за столом.
Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики;
- дидактическая игра «Правила чистюли»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание), учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста, отгадывать по показу.
- дидактическая игра «Уложим куклу спать»
Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья;
- сюжетно-ролевая игра «Полезный завтрак»
Цель: формировать у детей представление о полезных продуктах.
Образовательная область «Физическая культура»:
- подвижные игры в группе и на улице;
- физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики (использование физкультурного уголка);
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»
Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- ситуативный разговор «Где живут витамины?» (см. приложение №1)
Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья;
- дидактическая игра «Угадай на вкус»
Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус;
- рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
Цель: формировать умение пользоваться алгоритмом при умывании, проговаривать действия;
- разрезные картинки «Способы закаливания»
Цель: формировать представления о закаливающих мероприятиях; развивать эмоционально-положительное отношение к закаливающим процедурам.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах
Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов;
- беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни;
- беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Цель: знакомить детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; воспитывать желание быть здоровым, стремление к соблюдению режима и чистоты;
- дидактическая игра «4-й лишний» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены)
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать; закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья;
- чтение А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка»;
- проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Кран откройся! Нос умойся!», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!»;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- аппликация «Витаминный компот»;
- рисование «Огурцы в банке».
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «О здоровье всерьез» (см. приложение №2)
Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдению принципов здорового образа жизни в семье;
- консультация «Как правильно одеть ребенка на прогулку» (см. приложение №3)
Цель: формировать представления у родителей о том, как правильно одевать ребенка в холодное время года;
- оформление родительского уголка «Если хочешь быть здоров!»
Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.
III этап – заключительный
- Стенгазета «Малыши — крепыши».
- Выставка массажных ковриков для ходьбы.
- Обработка данных анкетирования родителей (см. приложение №2)
Результативность:
Воспитательная ценность: у детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой;
Познавательная ценность: у детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни; расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания;
Перспектива: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Список литературы
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
- Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
- Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
- Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
- Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
- Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 2-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
- Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
|