Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ

Постановка проблемы. Одним из важных социальных институтов является семья. Но учитывая реалии современности она, к сожалению, находится в достаточно не устойчивых и сложных жизненных условиях и не простом этапе своего развития. В результате довольно часто, в семьях с детьми, возникают воспитательные родительские просчеты, которые в дальнейшем педагогам, психологам приходится исправлять. Поэтому взаимодействие с родителями учащихся является важной психолого — педагогической функцией профессиональной деятельности учителя. Именно учитель может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально — психологических особенностях ребенка, оказать помощь в решении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

 

Ведь семейное окружение, в котором родился ребенок и растет является первоисточником и основой его воспитания и дальнейшей социализации. Но, к сожалению, родители не всегда имеют достаточно знаний и навыков справиться с определенными трудностями в воспитательном процессе ребенка. Воспитатель или педагог, в свою очередь, может получив дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, подобрать соответствующие программы, механизмы которые помогут наладить учебно-воспитательный процесс ребенка в сложных жизненных ситуациях.

Достижение единства при психолого-педагогическом взаимодействии возможно при упорном труде педагогического коллектива и желании родителей к такому взаимодействию. Поэтому педагогический коллектив школы должен уметь использовать различные пути и методы по налаживанию взаимодействия с родителями учеников, потому что перед ним стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многих случаях зависит от эффективности развития личности в семейном окружении так и в условиях школьного коллектива.

Значительное количество ученых не однократно доказывала, что становление личности ребенка в значительной степени зависит от того, как происходило его развитие в школьные годы. За историю развития человечества общество знает две ветви психолого — педагогического процесса — семейную и социальную. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сейчас семья и школа становятся двумя направлениями становления маленькой личности, которые дополняют друг друга. Безусловно, их воспитательные функции различны, но успешное становление личности ребенка невозможно без их взаимодействия.

В зарубежной практике работы учителя с родителями, в частности привлечения их к активной деятельности в воспитании детей, идея «семейно — школьного взаимодействия» возникла на четвертом съезде всемирного конгресса по социологии (Transactions of the Fourth World Congress of Sociology, 1959 г). В материалах конгресса отмечается, что семья является единсвтенным агентом социализации молодого поколения; фактически семейная группа — это настоящий элемент социальной структуры. Во время этого мероприятия ученые и социальные эксперты пришли к мысли о необходимости коренных изменений не только в системе воспитания, но и в системе социально — педагогической работы с семьей, к чему побудила новая роль учителя в условиях формирования «семейно-школьного взаимодействия» [ 12 ].

По мнению, Б. Боша, который был участником съезда Всемирного конгресса по социологии, «... семья не может самостоятельно воспитывать ребенка, она нуждается в помощи того института, который готовит молодежь к жизни в обществе, то есть школы. Школа, в свою очередь, может осуществлять свои воспитательные функции лишь при условии непосредственного взаимодействия таких элементов как социальный работник, учитель, ученик, родители и другие члены общества» [11, с. 439-453].

Воспитание детей в школе и семье — это неразделимый процесс с единственной целью, который сориентирован не только на совместные усилия учебного заведения и семьи в воспитании школьников, но и на их воспитательное сотрудничество в этом процессе. Его осуществление предполагает единственно направленную взаимодействие во взаимосвязанном деятельности в системе взаимоотношений родителей и педагогов.

Образовательная помощь учителя направлена на педагогическое и психологическое просвещение родителей учащихся. Она предусматривает анализ значимости авторитета родителей для детей, взаимоотношений разных поколений в семье, методы педагогического воздействия на ребенка, половозрастных характеристик при воспитании, социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, роль родителей в самовоспитании школьников.

Психологическая помощь — это, прежде всего, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного климата в семье и коррекция отношений между людьми (в случае нарушения нервно-психического и физического состояния ребенка).

Все вышеприведенное свидетельствует о том, что во взаимоотношениях с родителями учащихся педагог должен быть советником, который информирует родителей о важности взаимодействия с их детьми и пути их сотрудничества; консультантом, который рассказывает о межличностной взаимодействие семьи, методах воспитания с учетом персональных особенностей семьи. Подчеркнем, что формирование, развитие педагогической культуры населения, улучшение качества семейного воспитания — это основная цель системы психолого — педагогического сопровождения семьи [3].

Далее рассмотрим психологические закономерности продуктивного взаимодействия учителя и родителей учеников.

Идеи гуманистической концепции педагога легли в основу его рекомендаций по формирования педагогической культуры родителей.

Ш. Амонашвили настаивал на организации постоянного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания и обучения, подчеркивая, что именно такое взаимодействие обеспечит комплексный подход к воспитанию ребенка, создаст условия для индивидуализации воспитательного воздействия [1].

Психолого-педагогический процесс должен базироваться на психолого-педагогических принципах, отражающих объективные возможности повышения эффективности воспитательной деятельности [5].

Существуют различные классификации психолого — педагогических принципов. Ю. Бабанский, П. Подкасистый выделяют принципы обучения и воспитания. А. Бондаревская раскрывает общие (стратегические) и отдельные (тактические) принципы.

Следует отметить, что отечественные и зарубежные философы, педагоги прошлого подчеркивали необходимость организации педагогического просвещения родителей, акцентируя внимание на том, что решение проблем воспитания зависит от широкого распространения научной литературы, которая бы помогала осознавать педагогические понятия и родителям, и учителям; подчеркивали связь семейного воспитания с местом женщины в обществе и уровнем его педагогической подготовки; доказывали необходимость образования женщины как матери-воспитательницы (Ушинский, Н. Пирогов, Д. Писарев, П. Лесгафт, Я. А. Коменский, Й. Г. Песталоцци, Ж. — Ж. Руссо).

Особый вклад в развитие теории подготовки родителей к семейному воспитанию, формированию их педагогической культуры, как свидетельствует проведенный научный поиск (анализ творческого наследия, трудов многочисленных исследователей наследия), осуществили выдающиеся педагоги В. Сухомлинский, Н. Стельмахович. Так, опираясь на многовековой опыт народного воспитания, В. Сухомлинский рассматривал семейную педагогику как кропотливый труд, мастерство и творчество, а основными условиями успешного действия института отцовства определял благоприятный семейный микроклимат; моральную ответственность родителей за детей; совместную трудовую деятельность членов семьи; разумную организацию жизни и бытового устройства; согласованность воздействия семьи со школой, а также педагогическую культуру у родителей

Новые реалии жизни в РФ требуют учета новых подходов к взаимодействию семьи и школы. Совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, что позволяет подобрать для каждого ученика оптимальный воспитательный маршрут, а также взаимно обогатить знаниями каждого из участников взаимодействия. Анализ практического опыта работы современной школы свидетельствует, что образование требует целостного психо — лого-педагогического подхода к формированию личности ребенка, чем предопределяется необходимость эффективной взаимосвязи семьи и школы на основе объединения их усилий.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Размьішления о гуманной педаго- гике / Ш. А. Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвьі Амонашвили, 1995. — 496 с.
  2. Бодалев А. А. Проблеми гуманизации межличностно- го общения и основние направлення их психологического изучения /А. А. Бодалев// Вопросьі психологии, 2010. — № 6.- С. 74 — 81.
  3. Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект /М. Б. Западаева// Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.П2-П9.
  4. Коротаева Е. В. Основи педагогики взаимодействий: теория и практика: монография / Е. В. Коротаева. — Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2013. — 203 с.
  5. Коломинский Я. Л. Изучение педагогического взаимодействия/ Я. Л. Коломинский // Советская педагогика, 1991. — № 10. — С. 36 — 42.
  6. Крючков В. К. Взаимоотношения в системе «педагог- ребенок — родители» / В. К. Крючков // Педагогика, 2012. — № 9. — С. 37 — 32.
  7. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  8. Costin L. A historical review of school social work / L. Costin. — Social Casework, 1969. — Р.439-453.
  9. Englund M. Children"s achievement in early elementary school: Longitudinal effects of parental involvement, expectations, and quality of assistance /М. Englund, А. Luckner // Journal of Educational Psychology Englund, 1996. — Р. 723 — 730.
  10. Fan X. Parental involvement and students" academic achievement: A meta-analysis /Х. Fan, М. Chen // Educational Psychology Review, 2001. — №13 (1) — Р. 1-22.
  11. Fantuzzo J. W. Parent involvement in early childhood education and children"s peer play competencies: An exam-
Просмотров: 441
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Корепанова Т.А. Меджидли Г.Г. Гилязова Л.В.. Конспект педагогического часа 'Формы и методы взаимодействия с родителями, дискуссия «+» и «-» взаимодействия с родителями, с помощью гаджетов'
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Тихомирова Татьяна Леонидовна. Специфика организации индивидуального подхода психолого – педагогического сопровождении ребенка в группе компенсирующей направленности.
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Карпова Ольга Николаевна. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Богрякова Виктория Александровна. Педагогическая статья «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Сунцова Елена Артёмовна. Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь