- Н. В. Мазенова, воспитатель
- Т. В. Собченко, инструктор по физической культуре
МБДОУ Д/С №178 г. Иркутска
Традиционно взаимодействие с родителями в системе дошкольного образования являлось важной составляющей воспитательно-образовательного процесса.
В современных условиях содержание, цель и задачи взаимодействия активно пересматриваются. В частности, одной из приоритетных задач дошкольного образования, которая отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение этой задачи повышает значимость работы по педагогическому просвещению родителей, которая осуществляется педагогами дошкольных организаций с использованием различных форм работы.
Существующие подходы к классификации форм взаимодействия с родителями, позволяют разделять их на разные группы. По мнению О.Л. Зверевой, одной из распространенных является классификация, в которой формы работы с родителями разделяются на традиционные и нетрадиционные [3]. К традиционным формам Т.С. Веретенникова, обычно относят коллективные (собрания, конференции, круглые столы и т.к.), индивидуальные (беседы с родителями, тематические консультации), наглядно-информационные (папки-передвижки, выставки детских работ, стендовые консультации, фотографии и т.д.) [1].
Как указывают Т.С. Лобанюк, Н.М. Сертакова, нетрадиционные формы включают в себя информационно-аналитические формы (проведение диагностических опросов, анкетирования, метод «почтового ящика»), досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные формы (семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме и т.д.) [4, 5].
В практике взаимодействия с родителями чаще всего педагоги продолжают использовать традиционные формы работы, большую роль, среди которых имеют наглядно-информационные формы.
Т.Н. Доронова считает, что ключевое назначение наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями состоит в решении задач ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в дошкольной организации, а также повышение педагогической компетентности родителей [2].
Наглядно-информационные формы условно разделяют на информационно-ознакомительные формы, которые призваны познакомить родителей с самим учреждением, его коллективом, режимом дня и т.д. и информационно-просветительские формы, которые ориентированы на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
На наш взгляд, именно от качества реализации информационно-просветительских форм работы во многом зависит решение основных задач взаимодействия с родителями в дошкольной организации. В условиях, когда ежедневно и родители, и педагоги имеют дело с большим количеством информации, очень сложно представлять информацию таким образом, чтобы она привлекала внимание, чтобы родители могли воспользоваться данной информацией в целях повышения своей педагогической компетентности.
В этом плане проблема использования наглядно-информационных форм взаимодействия может быть рассмотрена в нескольких аспектах. Первый аспект состоит в подходе к самому оформлению материалов, которые размещаются для родителей в Родительском уголке. К числу важнейших принципов оформления содержания родительского уголка относят доступность, краткость, актуальность, эстетичность, соотношение текста и иллюстраций, грамотность, динамичность, частота сменяемости информации.
Практика показывает, что только реализация этих принципов не является фактором, обеспечивающим эффективность наглядно-информационных форм взаимодействия. Поэтому второй аспект проблемы, который важно рассмотреть — это приобщение родителей к получению информации, размещенной в приемной группы, на стенде, на папках-передвижках и т.д.
Под приобщением родителей мы понимаем процесс взаимодействия с родителями, в ходе которого педагог использует определенные приемы для привлечения внимания родителей к той или иной информации, приемы создания условий для использования данной информации в работе с детьми, а также повышение интереса родителей к данной информации.
Раскрывая особенность процесса приобщения родителей к материалам информационно-просветительского содержания, которые размещаются для них в приемной группы, мы можем отметить следующее.
Привлечение внимания родителей к информации, размещенной для них, может осуществляться посредством разных приемов. К ним относятся: яркое и необычное оформление информации в непривычной форме, обращение педагога к родителю с целью познакомиться с конкретной информацией, с обоснованием, чем эта информация может быть полезна конкретному родителю в воспитании его ребенка, установление связи между размещенной информацией и текущими событиями жизнедеятельности детей. Например, информация, размещенная на стенде, поможет подготовить ребенка к участию в каком-то текущем мероприятии.
Среди этих приемов также отдельно хотелось бы обратить внимание на обращение педагога к родителю с целью привлечения его внимания к конкретной информации. Очень часто родители не заинтересовываются какой-то информацией, потому что для себя они не видят связи, значимости данной информации в воспитании своего ребенка. Педагог, подмечая особенности поведения ребенка, используя результаты педагогической диагностики, выявляет те или иные затруднения, которые возникают у ребенка в разных направлениях образовательной деятельности и в поведении.
Обращая внимание, педагог тем самым подсказывает родителю определенный путь возможного решения какой-то проблемы, касающейся ребенка, особенно если содержание материала ориентировано на решение данной проблемы.
Следующая группа приемов — это приемы, связанные с повышением интереса к информации. Повышение интереса напрямую связано с осознанием родителями значимости данной информации. Для этого важно изучать и анализировать трудности, которые имеются у родителей в воспитании и обучении детей, обязательно учитывать результаты анализа, запросов родителей при определении содержания различной информации, размещаемой для них. Часто в дошкольном учреждении используемые наглядно-информационные формы просто размещаются педагогами в приемные группы без каких-либо комментариев, без дополнительного взаимодействия с родителями. Это в значительной степени снижает интерес родителей к данным формам. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что недостаточно просто разместить какие-либо материалы в приемной группы для родителей. Важно заинтересовать родителей этими материалами, учесть их индивидуальные особенности, особенности их ребенка, особенности их семейного воспитания, связать данную информацию с актуальной образовательной ситуацией, в которой она может быть использована.
Немаловажно предлагать для родителей информацию в виде раздаточного материала. Небольшие памятки, стихотворения, распечатанные в количестве детей в группе и другие материалы, которые родители могут взять с собой, также повышает интерес и практическую значимость данного материала, поскольку, иногда, ознакомившись с материалом в приемной группы, родители забывают его и не могут его использовать в дальнейшем.
Интересным приемом является установление связи между творческими работами детей и разными приемами оформления информации в рамках использования наглядно-информационных форм взаимодействия. Например, забирая поделки детей, родители могут получать вместе с поделками небольшие памятки или записочки, которые будут направлены на решение различных задач повышения уровня педагогической компетентности родителей.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что наглядно-информационные формы, несмотря на постоянное использование в дошкольных образовательных организациях, часто используются неэффективно. Не реализуются многие потенциальные возможности данных форм. В рамках статьи мы предприняли попытку обозначить те пути и приемы, которые способны повысить эффективность наглядно-информационных форм во взаимодействии с родителями в условиях дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Веретенникова Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 833–835.
- Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое пособие. – М.: «Линка-пресс», 2011. – 100 с.
- Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография. – Москва: НИИ школьных технологий. 2011. – 81 с.
- Лобанюк Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. – М.: «Белый Ветер», 2011. – 543 с.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 78 с.
|