Мамбетова Анна Владимировна. Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявлять способность к волевым условиям; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; проявлять способность к принятию собственных решений.

 

Однако, в педагогической практике есть ряд моментов, мешающих обеспечивать детям возможность проявления инициативы и самостоятельности. Среди них загруженность плана и заорганизованность педагогического процесса; жесткая регламентация деятельности; недостаточная компетентность педагогов в вопросах использования разнообразных средств, методов, технологий поддержки детской инициативы; отсутствие запроса на развитие детской инициативы со стороны родителей; несогласованность требований проверяющих органов; идеологический настрой учреждения; отсутствие условий для инклюзии.

Современные социологические исследования выделили такое характерную черту современных дошкольников, которая получила название "выученная беспомощность". Истоки ее кроются в высоком уровне тревожности родителей, вследствие чего они предпринимают попытки максимально оградить своих детей от окружающего мира и лишают их возможности самостоятельно выполнять какие-либо действия; как следствие, дети перестают хотеть проявлять инициативу и самостоятельность.

Каков он, инициативный ребенок? Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребёнку – что-то сделать, а создавать проблемные ситуации.

Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, по Программе дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.

При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, не обыденность неразрывно связаны с культурой поведения.

Как пройти путь от первичных представлений до творческой деятельности, т.е. до проявления детской инициативы? Опираясь на учение Л,С. Выготского о зонах потенциального, ближайшего и актуального развития, формирование детской инициативы можно представить как взаимосвязь следующих этапов.

  1. этап – формирование умений. На данном этапе взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. Ребенок смотрит на вас и четко повторяет все за вами, еще даже непонятно, сможет ли он выполнять это действие сам.
  2. этап – применение умений. Самостоятельное действие ребенка по знакомым образцам, алгоритмам. Взрослый выступает не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
  3. этап – творческое применений умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действий в новые предметные условия и ситуации). На этом этапе сам ребенок выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Важно помнить, о том, что в основе любой инициативы лежат первичные представления, ни одно умение, ни один вид деятельности не может быть организован и воспроизведен без каких-либо знаний.

В зависимости от степени вовлеченности ребенка можно выделить следующие уровни проявления детской инициативы:

  1. Побуждающий мотив к новой деятельности. Взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно развивает в ребенке способность мотивировать себя и находить что-то интересное для себя в окружающем мире. Реализации этого уровня детской инициативы способствует использование на занятиях игровые ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы и т.д.
  2. Принятие ребёнком самостоятельности решений. Педагог создает ситуации, путь решения которых ребенок выбирает самостоятельно. Это может быть выбор материала для аппликаций, цвет, способ исследовательской деятельности. ВАЖНО! Способы действий должны быть знакомы ребенку, если планируется что-то новое, то здесь уже инициатива будет в руках взрослого. Например, подвижная игра «Море волнуется раз…» (фигура дождя, засыхающих деревьев, персонажей сказки и т.д.).
  3. Руководящая роль ребенка в каких-либо действиях. Этот уровень детской инициативы возможно реализовать на занятиях в ситуациях работы в малых группах и парами.

В заключение хотелось бы напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

"

Просмотров: 427
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лабутина Надежда Александровна. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Жданова Ирина Николаевна. Программно-методическое обеспечение поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях реализации ФГОС
  • Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
  • Матвеева Анна Александровна. Формирование самостоятельности посредством поддержки детской инициативы
  • Капорская Евгения Леонидовна. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Рикунова Лариса. Консультация для родителей 'Развитие детской инициативы'
  • Миляева Жанна Владимировна, Галкина Татьяна Вячеславовна, Карабаза Раиса Александровна. Материал для Демо-системы: 'Сферы проявления детской инициативы: творческая деятельность'
  • Жиренко Ирина Николаевна. «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
  • Щетинина Марина Васильевна. «Технология «Клубный час» как форма поддержки детской инициативы»
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Шалепина Светлана Владимировна. Методическая помощь воспитателям в создании условий для игровой деятельности на дошкольном этапе образования.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Серкова Екатерина Сергеевна. Педагогическая статья «Особенности инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Муранова Александра Владимировна. Конспект игровой развивающей образовательной ситуации по художественно-эстетической деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная гжель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь