В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявлять способность к волевым условиям; самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; проявлять способность к принятию собственных решений.
Однако, в педагогической практике есть ряд моментов, мешающих обеспечивать детям возможность проявления инициативы и самостоятельности. Среди них загруженность плана и заорганизованность педагогического процесса; жесткая регламентация деятельности; недостаточная компетентность педагогов в вопросах использования разнообразных средств, методов, технологий поддержки детской инициативы; отсутствие запроса на развитие детской инициативы со стороны родителей; несогласованность требований проверяющих органов; идеологический настрой учреждения; отсутствие условий для инклюзии.
Современные социологические исследования выделили такое характерную черту современных дошкольников, которая получила название "выученная беспомощность". Истоки ее кроются в высоком уровне тревожности родителей, вследствие чего они предпринимают попытки максимально оградить своих детей от окружающего мира и лишают их возможности самостоятельно выполнять какие-либо действия; как следствие, дети перестают хотеть проявлять инициативу и самостоятельность.
Каков он, инициативный ребенок? Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребёнку – что-то сделать, а создавать проблемные ситуации.
Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка, например, по Программе дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость, не обыденность неразрывно связаны с культурой поведения.
Как пройти путь от первичных представлений до творческой деятельности, т.е. до проявления детской инициативы? Опираясь на учение Л,С. Выготского о зонах потенциального, ближайшего и актуального развития, формирование детской инициативы можно представить как взаимосвязь следующих этапов.
- этап – формирование умений. На данном этапе взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. Ребенок смотрит на вас и четко повторяет все за вами, еще даже непонятно, сможет ли он выполнять это действие сам.
- этап – применение умений. Самостоятельное действие ребенка по знакомым образцам, алгоритмам. Взрослый выступает не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
- этап – творческое применений умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действий в новые предметные условия и ситуации). На этом этапе сам ребенок выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Важно помнить, о том, что в основе любой инициативы лежат первичные представления, ни одно умение, ни один вид деятельности не может быть организован и воспроизведен без каких-либо знаний.
В зависимости от степени вовлеченности ребенка можно выделить следующие уровни проявления детской инициативы:
- Побуждающий мотив к новой деятельности. Взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно развивает в ребенке способность мотивировать себя и находить что-то интересное для себя в окружающем мире. Реализации этого уровня детской инициативы способствует использование на занятиях игровые ситуации, сюрпризные моменты, проблемные вопросы и т.д.
- Принятие ребёнком самостоятельности решений. Педагог создает ситуации, путь решения которых ребенок выбирает самостоятельно. Это может быть выбор материала для аппликаций, цвет, способ исследовательской деятельности. ВАЖНО! Способы действий должны быть знакомы ребенку, если планируется что-то новое, то здесь уже инициатива будет в руках взрослого. Например, подвижная игра «Море волнуется раз…» (фигура дождя, засыхающих деревьев, персонажей сказки и т.д.).
- Руководящая роль ребенка в каких-либо действиях. Этот уровень детской инициативы возможно реализовать на занятиях в ситуациях работы в малых группах и парами.
В заключение хотелось бы напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
"
|