Цель: формирование навыков безопасного поведения: при обращении с электроприборами, с горячими жидкостями; во время пожара.
Задачи
Образовательные:
- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту
- закрепить знания об электричестве и электрическом токе
- подвести к пониманию того, как вода переходит в состояние пара
- подвести к пониманию того, что в состав воздуха входит кислород, и как он влияет на возгорание.
скачать презентацию
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности
- развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: презентация спиртовка, пробирка, свеча, банка стеклянная,
Ход занятия:
Дети проходят в зал, встают полукругом
- Давайте поприветствуем наших гостей.
"Доброе утро!" солнцу и птицам. "Доброе утро!" улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро длится до вечера!
Дети рассаживаются на стулья полукругом. Забегает Незнайка (забинтована рука)
Вос-ль: Что случилось, Незнайка?
Н-ка: Что? Что? Вы же знаете, что я очень люблю шалить? Так вот, со мной столько всего случилось: во-первых, я катался на люстре, а она оборвалась, и меня чуть током не ударило, когда я хотел спуститься по проводу. Во-вторых,
я очень люблю пить час с малиновым вареньем. Поставил чайник, а у него через некоторое время стала крышка подниматься и дребезжать, я подумал, что в него кто-то забрался, испугался и убежал. А он кипел, кипел, да весь выкипел, и чуть не случился пожар.
Вос-ль: Да, Незнайка, очень жаль что с тобой такое произошло, а все лишь потому, что ты не знаешь о правилах безопасности в быту. Вот наши ребята многое уже знают, и готовы тебе помочь.
Н-ка: Да ладно, прям таки все знают и выполняют?
В-ль: А если и не все, то мы вместе в этом разберемся.
Во-ль: Незнайка, разве ты не знаешь, что такое ток и как он опасен?
Н-ка: Нет, не знаю……
Вос-ль: Тогда давай вместе с нами кое-что посмотрим.
Просмотр презентации
В-ль: Дети, где рождается ток? (на электростанциях)
- Какие бывают электростанции, при помощи чего вырабатывается электроэнергия? (тепла, воды, солнца, ветра)
- С чем можно сравнить электрический ток? (с течением реки)
- При помощи чего ток передвигается? (по проводам)
- Как выглядит провод? (Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких мелких проволочек)
В-ль: Вот по этим проволочкам ток попадает в розетки, а затем в электроприборы.
- Для чего одет в резиновую рубашку? (для безопасности, чтобы не ударило током)
В-ль: Незнайка, теперь ты понял, что такое ток и почему тебя чуть не ударило током. Потому что люстра оторвалась, провод оголился, т.е. снялась его резиновая защитная рубашка, и ты дотронулся руками до оголенных проводков.
Электрический ток рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, заводы и помогает человеку, ему приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы электроны (показываю провод).
В домах для безопасности провод помещают в специальные коробочки, которые крепятся на стене и называются они кабель-канал.
Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких мелких проволочек. Вот по этим проволочкам ток попадает в розетки, а затем и электроприборы.
В-ль: Незнайка, теперь ты понимаешь, как опасен ток и больше не будешь качаться на люстрах. Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес.
В-ль: Давай Незнайка, дальше разбираться. Почему же ты испугался дребезжащей крышки на чайнике?
В-ль: Ребята, как вы думаете, почему стучала крышка на чайнике? (версии детей) Давай проведем опыт, который поможет нам понять и объяснить это,
Ход опыты: Нальем полпробирки воды и закроем картофельной пробкой, отметим уровень воды маркером. Нагреваем пробирку над спиртовкой. Наблюдаем.
По ходу нагревания воспитатель спрашивает, что видят дети.
- Что появилось в пробирке? (Да)
- Увеличивается из скорость при подъеме вверх? (да)
Картофельная пробка должна вылететь из пробирки.
- Почему пробка вылетела? (ее вытолкнул пар)
если дети затрудняются, задать наводящий вопрос.
- Что образовалось в пробирке, кроме воды? (пар)
-Почему пар вытолкнул пробку? (его стало много, тесно. он вытолкнул пробку и вырвался наружу)
Воспитатель поясняет: Вот и крышку на чайнике, выталкивал образовавшийся пар, но так как крышка тяжелая, она только приподнималась.
Н-ка: Ах, вот оно что, значит зря я испугался и убежал..
Обращаем внимание детей на оставшуюся воду в пробирке.
-Вы помните, сколько воды было в пробирке? (половина)
- А сколько стало? (меньше, чем было)
- Что произошло с водой? (испарилась)
Если дети затрудняются с ответом, задать наводящий вопрос.
- Что вытолкнуло пробку? (пар)
- Значит, во что превратилась вода? (в пар)
- Тогда как точнее сказать: вода исчезла, пропала, испарилась? (испарилась)
Пояснение воспитателя: При нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, т.е. пар. Вода испаряется.
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
В-ль: А ты, Незнайка, убежал, и вода вся испарилась, чайник опустел и чуть не случился пожар. Что же ты предпринял, когда увидел возгорание?
Н-ка: Я стал сразу же открывать все окна, но огонь еще больше разгорался.
В-ль: Правильно поступил Незнайка, можно открывать окна при пожаре? (нет)
В-ль: Предлагаю провести опыт, который поможет нам понять, почему этого делать нельзя.
Ход опыта:
- Дети, что мы вдыхаем? (кислород)
- А что мы выдыхаем? (углекислый газ)
- Кислород и углекислый газ – это часть воздуха.
- Мы знаем, что кислород нам необходим для дыхания.
- А как вы думаете, влияет ли кислород на горение? (версии детей)
- Предлагаю провести опыт, который поможет нам это проверить.
Ход опыта:
Зажжем две свечи, некоторое время наблюдаем за горением.
- Мы можем увидеть движение воздуха, глядя на пламя свечи? (осторожно помахать и пламя отклонится в противоположную сторону)
Затем берем банку и накрываем одну свечу. Наблюдаем.
- Что произошло с накрытой свечой? (она погасла)
- Сразу погасла свеча? (нет, через некоторое время)
- Почему накрытая свеча погасла? (в банке закончился воздух)
- А какая именно част воздуха испарилась, кислород или углекислый газ? (кислород)
В-ль поясняет: В нашем опыте пламя свечи поглотило кислород в банке, новый кислород не поступал, поэтому свеч и погасла, потому что для горения необходим кислород.
- Поэтому, ребята, не нужно открывать окна при возгорании огня, потому что в помещение поступить свежий воздух, насыщенный кислородом, и огонь разгорится еще больше.
В-ль подводит итог занятия:
- Ребята, как вы думаете, усвоил Незнайка правила безопасности?
- Можно трогать провода или электроприборы, включенные в розетку и почему? (нельзя, ток опасен; провод может быть поврежден или неисправна розетка)
Пояснение воспитателя: Розетки и провода не трогайте никогда, даже если они и исправны.
- Можно подходить и играть около плиты, когда на не что -то варится? (нет, потому что можно обжечься)
Пояснение воспитателя: Когда на плите, что-то готовится, не стоит играть около плиты, потому что можно обжечься не только водой, но и паром)
- Можно открывать окна при пожаре? (нет, потому что поступит новый кислород)
Пояснение воспитателя: Во время пожара нельзя открывать окна, чтобы не допустить поступления кислорода, который способствует еще большему возгоранию огня.
- А что в первую очередь вы должны сделать, если заметили неисправную розетку, провод или возгорание огня? (сообщить родителям, воспитателям, т.е. любому взрослому, который находится рядом)
- Вы сегодня вместе с Незнайкой узнали, что-то новое? (версии детей)
Незнайка: Спасибо, вам ребята, я многое сегодня узнал по правилам безопасности в быту. И теперь буду осторожен с электричеством, кипящей водой и огнем! Спасибо, до свидания!!! (Незнайка уходит)
|