Гуляева Наталия Викторовна. Мастер-класс для педагогов художественно-эстетического цикла

Мастер-класс для педагогов художественно-эстетического цикла

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Березка" города Губкина Белгородской области

Автор:

  • Кондратенко Екатерина Владимировна, воспитатель.
  • Гуляева Наталия Викторовна, Заведующий

Тема: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество». Опыт подразумевает интеграцию рисования и ритмики.

Цель: Предоставить опыт работы для педагогов художественно-эстетического цикла в процессе ознакомления с развитием у дошкольников креативных способностей в изобразительной деятельности посредством танцевальной терапии.

 

Скачать конспект

Наглядные пособия и раздаточные материалы: Слайд-презентация; три мольберта с магнитами; подставки с названиями технологий и цветами; карточки с названиями технологий и составных частей занятия, темами непосредственно образовательной деятельности и стихотворениями; оборудование для рисования в технике "эбру" (поддоны, краски на подставках (5 цветов), по 5 кистей на подставках, салфетки клеенчатые по 2 на каждого человека; бумажные, бумага для акварели формата А4, маленький поддон для индивидуальной работы, раствор крахмала и акриловые краски), подставка с отрезами ткани размером 0,75 х 0,75 теплых оттенков по количеству человек; фонограмма музыки R.Clayderman voyage a venise, увертюра саундтрек к фильму "Каникулы строгого режима".

Ход мастер-класса.

I часть. Мотивационно — ориентировачная. Оргмомент.

Педагог. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Владимировна. Я окончила Староосколький педагогический колледж по специальности воспитатель в дошкольных учреждениях. Работаю воспитателем в детском саду. А мне посчастливилось вот уже 15 лет садиться на поезд под названием "Детство" и мчаться в маленькую страну, там, где всегда светло и ясно, там, где всегда весна.

Демонстрация слайдов №1, 2

В процессе непосредственно образовательной деятельности апробировались следующие инновационные технологии: поэзия хайку (трехстишье), система хатха-йоги, движения из традиционного стиля ушу, психологические этюды с тканью, релаксирующая музыка, кроме того использовались новые нестандартные техники рисования: эбру и мрамирование, а также более известные – кляксография, монотипия, акварель по сырому.

Демонстрация слайда №3

Использование в едином блоке: музыки, танца, изобразительного искусства способствует развитию творческой направленности ребенка.

Демонстрация слайда № 4

Анализ результатов опытной работы показал, что у детей произошли позитивные изменения по всем показателям.

С 2009 по 2012 год качество формирования изобразительных умений и навыков выросло на 27%. За тот же период возросло на 37% качество формирования творческих способностей.

Демонстрация слайда №5

Из 27 выпускников 24 посещают музыкальную и художественную школы, ходят на танцы и в школьные кружки художественно-эстетического цикла.

Демонстрация слайдов №6, 7

Теперь хотелось бы остановиться более подробно на используемых в опыте инновационных технологиях. Их можно условно разделить на две группы. Подготовительные, которые помогают, разбудить в ребенке его фантазию и эмоции. Изобразительные, с помощью которых ребенок на бумаге отражает свои эмоции и чувства полученные раннее. Начинаем знакомство с подготовительных технологий.

Демонстрация слайда № 8

Детское искусство считают многие психологи, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует, поэтому, активно использовался метод отожествления себя с тем, что рисуем: человеком, животным, природой.

Демонстрация слайда № 9

II часть. Поисково — практическая.

Демонстрация слайда № 10

Эта связь хорошо прослеживается в процессе упражнения, в котором используется поэзия хайку (трехстишье). Первая строка хайку произносится вслух, ребенок стремиться при помощи какого-либо движения выразить слова, которые он услышал. Например: «Солнце поднялось» (руки медленно поднимаются вверх и разводятся в стороны). Затем читается следующая строка и делается новое движение, «Птицы щебечут звонко» (руками, согнутыми в локтях делаются маховые движения), затем третья «Пришла весна». (волнообразные движения руками).

Педагог. А сейчас я попрошу фокус группу конкурса подойти ко мне. И познакомиться поближе с японской поэзией хайку. Разбейтесь на пары. Каждая пара выбирает карточку со стихотворением. Один участник читает его, а другой выражает движениями слова.

Карточки со стихотворениями (трехстишье):

1. Тает мягкий снег, (тело медленно оседает на землю).

Далеко в дымке гор, (одна рука в широком размахе, другая в это время

совершает волнообразные движения)

Карканье ворон. (поза летящей и кричащей птицы).

2. От сосулек – звон, звон (хлопаем в ладоши, держа руки слева и справа

от головы)

Тает, тает снег, снег (жест ладонями, изображающий «тающий

сугроб»).

Ручейки в бег, в бег (крутим ладони друг за другом, держа перед собой).

3. Ива склонилась и спит, (волнообразные движения вытянутой рукой

постепенно приседаем и обхватываем

колени).

И кажется мне, соловей на ветке, (руки подняты вверх, руки в

стороны, чуть перебирая ноги),

Это ее душа. (здесь движения у каждого ребенка свои и отличные

других в зависимости от ассоциаций).

Педагог. (обращение к аудитории) Пока фокус группа готовится. Я хочу рассказать, что движения у каждого ребенка свои и отличные от других в зависимости от ассоциаций. Поначалу движения детей неестественны, но с приобретением опыта они становятся плавными, широкими, более непринуждёнными и разнообразными. И все это способствует более яркому изображению на листе бумаги.

(Выступление фокус группы)

Педагог. На ваш взгляд в предметном или сюжетном рисовании эффективно использовать данную технологию?

(Варианты ответов фокус группы)

Демонстрация слайдов № 11, 12, 13

В предметном рисовании удачнее всего использовать систему хатха-йоги. Детям предлагается представить себя бабочкой, цветком, стать сильным деревом. Они с удовольствием подражают и выполняют движения без какого-либо принуждения, а затем свои ощущения воплощают в рисунке.

Сейчас на улице весна, и мы с вами представим себя «Весенними листьями на дереве».

Фокус группа вместе с педагогом выполняет упражнение «Весенний лист».

Упражнение "Весенний лист".

Сели на корточки, руками изображаем на весенним дереве почку. Затем показываем движениями, как почка набухает и из нее появляется лист и растет.

Педагог. А скажите, где эффективнее всего использовать данную технологию?

(Варианты ответов фокус группы)

Демонстрация слайда №14

Кроме того в предметном рисовании хорошо использовать движения из традиционного стиля ушу. С помощью характерных поз дети изображают животных, их поведение, повадки. Свои ощущения они закрепляют рисунками.

Весной к нам с юга возвращаются перелетные птицы. Давайте сейчас займем позы, некоторых из них. Позы «Журавль», «Аист».

Фокус группа вместе с педагогом выполняют позы птиц.

Демонстрация слайдов 15, 16.

Педагог. Чем эффективна данная технология?

(Варианты ответов фокус группы)

Демонстрация слайда №17, 18

Во время непосредственно образовательной деятельности дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов с тканью. С тканью можно фантазировать и танцевать, а затем передавать свои фантазии в рисунке.

Я хочу предложить вашему вниманию вариативность заданий с тканью. (Выставляет подставку с тканями в центр).

Фокус группе предлагается выбрать по два понравившихся отреза ткани и выполнить задания.

Задания:

  1. «Покажите оттенки теплых тонов»
  2. «Холодных тонов»
  3. «Соберитесь в радугу». Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Педагог. Огромное множество вариантов заданий для этого пособия.

Я предлагаю фокус группе придумать свои варианты. (во время подготовки педагогов звучит музыка R.Clayderman voyage a venise.)

Пока фокус группа готовиться я хотела бы обратиться к аудитории и рассказать, что ткань помогает выражать свои мысли движениями. Их можно изображать, а потом рисовать. Движения можно осуществлять под музыку. Это может быть ритмичная, плавная, неопределенная, быстрая, тяжелая музыка. Чем больше подбирается разных отрывков отличающихся друг от друга по характеру, тем интереснее движения детей. Музыка так захватывает, что они начинают двигаться вместе.

Демонстрация слайда №19

Педагог. Кроме того, чтобы более глубоко понять художественный образ, почувствовать его и все это более ярко изобразить на листе бумаги, в процессе рисования мною всегда используется релаксирующая музыка.

Демонстрация слайда № 19

Педагог. А теперь предлагаю подробнее остановиться на изобразительных технологиях, представляющих собой нетрадиционные техники рисования. Какие нетрадиционные техники вы используете в работе с детьми? (Выполнение заданий фокус группы) Мне бы хотелось более подробно познакомить вас с такой нетрадиционной техникой рисования как эбру и мрамирование.

Это рисование на воде, а затем перевод изображения на лист бумаги. В воду добавляются специальные нерастворимые краски, которые, смешиваясь, образуют причудливые узоры. Способом «мрамирования» можно создать фон. Когда фон высохнет, на него наносится уже основная тема. В технике «эбру» можно рисовать природу и природные явления.

Сейчас мы будем изображать весну. Подойдите поближе, я познакомлю вас с рисованием в данной технике.

Педагог объясняет технику рисования, для каждой краски есть своя кисточка, делая акцент на том, что рисовать надо по всей поверхности и не погружать кисть глубоко в раствор. Вы должны передать те чувства и эмоции, которые у вас вызывает весна.

Вам все понятно, приступайте. (Рисование под релаксирующую музыку, R.Clayderman voyage a venise.)

Педагог. (обращение к аудитории) Фокус группа работает, а я расскажу историю, отдыхая на юге, я увидела художников, рисующих техникой «эбру», которая меня очень поразила и заинтересовала. Очень захотелось научиться самой и научить своих детей рисовать в данной технике, но передо мною стала проблема, чтобы дети могли рисовать раствор и краски должны быть безопасны и я начала экспериментировать. И мой выбор остановила на крахмале и акриловых красках, но чтобы все получилось раствор, должен быть сварен в определенных пропорциях воды и крахмала (на 1 литр воды 3,5 столовых ложки крахмала). Детям очень понравилось и они с большим удовольствием рисуют.

(Фокус группа готовые рисунки помещает в рамочки)

Педагог. Просит участников фокус группы показать друг другу и всем свои картины.

Уважаемые коллеги, вы познакомились со всеми инновационными технологиями, используемыми мною в опыте. Теперь, я прошу вас разделиться на три творческие группы. Перед вами на мольбертах представлена структура непосредственно образовательной деятельности.

Она состоит из трех частей: мотивационно — ориентировочной, где ставиться проблема, поисково-практической, где с помощью различных инновационных технологий, решается поставленная проблема и рефлексивно-оценочной, где идет оценка детских работ и рефлексия. Сейчас я прошу подойти ко мне по одному представителю от творческой группы и выбрать тему непосредственно образовательной деятельности. (Примерные темы: "Зимний лес", "Подснежник", Весенняя поляна" и. т. д.) У каждой команды лежат карточки с названиями инновационных технологий, используемых в мастер классе. Ваша задача разместить в поисково-практической части структуры те подготовительные и изобразительные технологии, которые на ваш взгляд максимально помогут раскрыть выбранную вами тему. Если вам недостает какой-либо технологии, вы можете написать ее на пустой карточке. Обосновать ваш выбор. (Размещение под релаксирующую музыку, R.Clayderman voyage a venise.)

Педагог. (обращение к аудитории) С помощью технологий которые были представлены сегодня вашему вниманию можно раскрыть у ребенка способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее, таким образом развить у детей креативные способности. Древнегреческий философ Аристотель (381-332 годы до н.э.) писал, что необходимо влиять на молодое поколение искусствами трех родов: «Посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством ритма и движения»

Педагог. Фокус группа готова и сейчас мы с вами послушаем, что они выбрали и почему? (объясняют выбранные ими технологии, рассказывает, почему они им понравились).

III часть. Рефлексивно — оценочная.

РЕФЛЕКСИЯ.

У меня есть «спящая» ветка сакуры, но я хочу, чтобы ветка ожила и зацвела. На столе есть подставки с цветами вишни и разной цветовой гамме с названиями представленных мною технологий. Каждый цвет обозначает определенную технологию. Пусть каждая из вас подойдет к ветке и прикрепит те технологии, которые позволили максимально вжиться в образ и которые вы будите использовать в вашей работе. (звучит музыка увертюра саундтрек к фильму "Каникулы строгого режима", участники прикрепляют цветы)

ИТОГ

Спасибо всем участникам этого конкурса за их мастерство и душевное тепло. Желаю всем новаторства, творчества, креативности, которые так необходимы в нашей профессии.

Просмотров: 458
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Редактор. Снежные цветы. Веселый фокус для детей
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Редактор. Фокус для малышей - лампочка зажгись
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Пироженко Елена Ивановна. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно…»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Агутина Светлана Николаевна. Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения для подготовительной группы с использованием ИКТ «Цветик — семицветик»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Дмитриева Ольга Николаевна. Интегрированное развлечение по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе 'Это должен каждый знать обязательно на 5'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Власова Анна Викторовна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ППД во II младшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения»
  • Карева Ольга Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Телепередача «Хочу все знать»» для детей подготовительной к школе группы.
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Струкель Татьяна Федоровна. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Сафронова Ю. В. Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Лепка») для детей подготовительной группы по теме: «Русская народная игрушка», «Дымковский конь».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь