Содержание
1. Комплекс основных характеристик проекта
1. 1.Пояснительная записка
1. 2.Цель и задачи проекта
1. 3.Принципы реализации проекта
1. 4.Содержание проекта
Скачать конспект
1. 4.1. Этапы реализации проекта
1. 4.2. Календарно-тематическое планирование, план работы с родителями, педагогами
- 5.Планируемые результаты
- Комплекс организационно-педагогических условий
- 1.Условия реализации проекта
- 2.Формы отчетности, образовательных результатов
- 3.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- 4.Оценочные материалы
Список литературы
Раздел №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЕКТА»
1. 1 Пояснительная записка
Лепка из солёного теста, экологически чистого материала, очень нравится детям и подходит для работы с дошкольниками. Этот старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с тестом увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.
Лепка из теста способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.
Актуальность: Ребёнку младшего дошкольного возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно что-то сделать, поиграть. Этими материалами мог быть: краски; цветные мелки; мыльная вода; песок и глина, пластилин и солёное тесто и т. д. Ребёнок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, а взрослый может поддержать этот интерес и обучить его рисовать различными средствами, лепить, конструировать. Работы с пластичными материалами развивают и обучают детей.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами появляется уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста является тесто и современный пластилин (он имеет более пластичную консистенцию).
В условиях детского сада программой предусмотрены занятия лепкой из пластилина один раз в неделю.
Новизна: Лепка из слоеного теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.
Адресат проекта: Данный проект адресован детям от 3 до 4 лет. (младший дошкольный возраст) Дети этого возраста отличаются тем, что:
Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В младшем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 3-4 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Возраст от 3 до 4 лет — время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
Особенности организации образовательного процесса. Данный проект предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Проект предусмотрен для 3-4 лет, является первым этапов в освоении лепки из теста.
Объём и сроки освоения проекта. Проект рассчитан на один учебный год. Продолжительность реализации проекта определяется:
- постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной задач
- процессами психического развития ребёнка
- объёмом материалов
- групповым характером освоения материала и предъявления образовательного результата.
1. 2 Цель и задачи проекта
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель проекта: Создание условий по развитию творческих способностей и элементов познавательно – исследовательской деятельности младших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить с приёмами и способами лепки из солёного теста и мягкого пластилина.
- Поиск эффективных методов и приёмов развития творческих способностей детей.
- Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка.
Развивающие:
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.
- Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, мышление и любознательность и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
- Воспитывать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать основы безопасного поведения с различными материалами
1. 3 Принципы проета:
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
- Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
- Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Пути реализации проекта
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организацию НОД
- Организация индивидуальной работы с детьми вне НОД
- Создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне НОД
В работе со взрослыми:
- Осуществление совместной работы с родителями по внедрению проекта
- Создание предметно – развивающей и пространственной среды
- Проведение бесед – консультаций с родителями
- Привлечение родителей к организации выставок в группе.
В работе педагогов:
- Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
- Обзор новой методической литературы
- Накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
- для занятий в группе создаётся обстановка «мастерской»
- занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
- подобраны все необходимые материалы и пособия
- систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие мелких мышц руки.
1. 4 Содержание проекта
Содержание проекта «Волшебный комочек» составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится на коллективных НОД.
1. 4.1 Этапы реализации проекта
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
- Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
- Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней
- Освоить приёмы вдавливания
- Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста
- Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
- Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
- Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
- Научиться раскрашивать работу гуашью.
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
- Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
|