Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки младшим детям, родителям и пр.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. Предлагаем вашему вниманию конспект одного из коллективных занятий, которое можно провести в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе
«Украшения для ёлки». (Коллективная работа)
Программное содержание:
- Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
- Учить вырезать одинаковые фигуры (их детали) из бумаги, сложенной гармошкой.
- Воспитывать художественный вкус у детей.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту окружающего нас мира.
Предварительная работа:
· загадывание загадок на новогоднюю тематику;
· чтение, заучивание стихотворений и песен о новогоднем празднике;
· рассматривание иллюстраций, картинок с изображением украшенных ёлочек;
· украшение ёлочки в группе игрушками и поделками, сделанными совместно детьми и родителями;
Используемые материалы:
- прямоугольники из цветной бумаги (2шт. на каждого ребенка).
- Клей;
- Салфетка тканевая;
- Ножницы;
- Конфетти и блестки для украшения игрушки;
- Магнитофон с записью песни о новогодней ёлочке;
- Ватман с изображением ёлочки;
Ход занятия.
Звучит песенка про новогоднюю елочку.
Воспитатель:
- Ребята, о каком празднике напоминает нам эта песня? ( Ответы детей)
- Правильно! Песня о новогодней елочке! Существует традиция: приносить из леса елку и наряжать ее к новогоднему празднику. Ребята, а зачем наряжают елочку? (Ответы детей)
- Верно, ребята, молодцы! Её наряжают, для того, чтобы поднять настроение, создать уют и тепло в каждом доме на новогодний праздник. Мы с вами тоже украсили нашу ёлочку. Как и чем ее украшают? (Ответы детей)
- Да, умницы. Посмотрите внимательно на нашу елочку на ней много игрушек, сделанных нашими руками! Мы уже старшая группа и умеем делать замечательные украшения на елку! Какая она у нас? В нашей группе ощущается праздник?
- Ребята, сегодня я шла на работу мимо ясельной группы и увидела там эту елочку. (Воспитатель показывает нарисованную не наряженную елку. У нее грустное личико) А с этой елочкой чудесный новогодний праздник можно почувствовать? Почему? (Ответы детей)
- Но малыши ещё не умеют делать сами украшения на елку! А ведь уже совсем скоро Новый год! Как же они будут в новогодние праздники без нарядной елочки? Что же делать? Может, мы как то можем им помочь? Как? (Ответы детей)
- Какие вы молодцы! Конечно, мы можем им помочь украсить елочку! Как раз сегодня я хотела вам показать, как можно сделать объёмную новогоднюю игрушку на елку!
Перед вами прямоугольник из цветной бумаги, складываем его пополам, цветной стороной наружу. Края поднимаем к сгибу. Не цветную сторону «гармошки» равномерно намазываем клеем и крепко прижимаем – получаем книжечку с цветными страницами и белой обложкой. Корешок книжечки – слева. Закругляем правый нижний и правый верхний углы. Тоже самое делаем со вторым прямоугольником. Готовые части игрушки соединяем в одну, для этого намазываем клеем белую сторону первой части игрушки (до сгиба) клеем и приклеиваем вторую часть. Посмотрите что получилось? Вот такие игрушки в конце работы получатся и у вас.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети делают заготовки для игрушек.
Физминутка
Продолжение самостоятельной деятельности детей.
Дети вместе с воспитателем украшают елочку (когда дети начинают украшать елку, воспитатель незаметно добавляет на лицо елочке – улыбку). Воспитатель обращает внимание детей на то, что елочке нравятся украшения, и она даже повеселела! Дети с воспитателем рассматривают свои работы, обсуждают их.
Воспитатель задает вопросы: « Катя, как ты украсила елочку? Какого цвета твоя игрушка? Аслан, какой формы мы делали украшения на елку? Ребята, какие шары вам нравятся больше всего?»
Воспитатель:
- Ребята, а теперь у елочки ощущается праздничное настроение? Давайте у елочки песенку споем, и хоровод заведем! (хоровод «Ёлочка»)
(Дети преподносят после занятия ёлочку в подарок малышам)
МДОУ «Золушка», г. Ноябрьск ЯНАО Воспитатель Котельникова Юлия Алексеевна