по образовательной области «Познавательное развитие»
Провела — Писаренко Наталья Александровна
Цель: выявить экологические знания детей, упражнять в сопоставлении совокупностей предметов, выявляя отношения равенства и неравенства между ними.
Образовательные задачи:
1) расширять представления детей о зимующих птицах;
3) формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 на основе сравнения конкретных множеств, «записывать» с помощью знаков «>», «<» и «=», читать «записи»; получать равенство из неравенства;
5) учить составлять конструкцию из геометрических фигур, развивать воображение;
6) содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и основе.
Воспитательные задачи:
- воспитывать заботливое отношение к живой природе;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Материал: демонстрационный: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц — зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено, несоленое сало. Аудиозапись птичьих голосов. Плоскостное изображение снегирей – 8 штук, 8 кистей рябины. Схематическое изображение птиц из геометрических фигур;
раздаточный: цифры от 0 до 8, знаки «, =», набор геометрических фигур
Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Ход занятия:
- Я предлагаю вам отправиться сейчас в зимний лес. Вот на ветке сидит птичка, я вам загадаю загадку:
2. Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
Показ картинки.
- Синица приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. Зимой сбивается в смешные стайки вместе с другими птицами и летает в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, любит несоленое сало.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка... (дятел)
Показ картинки
- Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. Ведь не зря его называют «доктором леса». Почему его так называют?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
- Ребята скажите, а летом можно увидеть снегирей в лесу?
Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются ко-чующими.
Послушайте загадку про еще одну кочующую птицу:
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!»
Мы клюём рябины кисти,
Мы в лесу устроим пир (свиристель)
Показ картинки.
- Свиристель, как и снегири, прилетают к нам только зимой. От других зимующих птиц нашего края отличаются хохолком на голове и яркой желтой полоской на хвосте.
-А вот ещё одна загадка, послушайте:
Все я вижу. Все я знаю
А не знаю, так узнаю
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда
Что творится в лесу-
На хвосте принесу (сорока)
Показ картинки
- Сорока — длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
- Есть ещё одна птица, которая по своим повадкам похожа на сороку. Догадались ребята?
- Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы,
Очень любит эта птица!
И она нам всем знакома,
Как зовут её?... (ворона)
- Каких еще зимующих птиц вы знаете, которые часто встречаются в городе? (воро-бей, голубь)
- Сейчас давайте послушаем голоса птиц и попробуем отгадать: «Чей голосок?»
(звучит фонограмма голоса птиц: синица, дятел, снегирь, свиристель, сорока, воробей)
Рассказ воспитателя. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Поэтому всех этих птиц мы можем увидеть не только в лесу, но и в городе.
- Как мы можем помочь пережить зиму пернатым друзьям? (ответы)
- Мы подготовили корм (показ натурального корма) для прилетающих на наш участок птиц, на прогулке мы положим его в кормушку. Пусть птицы полакомятся нашим угощением.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, прыжки на месте на двух ногах
Ей на месте не сидится, прыжки на левой ноге
Прыг-скок, прыг- скок, прыжки на правой ноге
Завертелась как волчок, кружимся на месте
Вот присела на минутку, присели
Почесала клювом грудку, встали, наклоны головы вправо – влево
И с дорожки на плетень, прыжки на левой ноге на месте
Тири-тири прыжки на правой ноге
Тень-тень-тень. прыжки на месте на двух ногах
- Присаживайтесь на свои места. Выложите перед собой цифры по порядку от 0 до 8.
Воспитатель выкладывает на доске веточки рябины (6шт).
- Сколько веточек рябины у меня на доске? Правильно – 6. Прилетели снегири и сели на веточки. Сколько снегирей прилетело? Правильно – 5. Что больше веточек рябины или снегирей? Положите перед собой цифры 5 и 6, поставьте между ними знак и прочитайте «запись». Дети читают. Что нужно сделать, чтобы стало поровну? Ответы детей. Воспитатель предлагает составить другое выражение со знаком «=» и прочитать «запись».
- А теперь посчитайте, сколько веточек у меня на доске? (7) Сколько снегирей прилетело? (8). Аналогичное задание проводится с числами 7 и 8.
В конце занятия воспитатель предлагает составить птичку из геометрических фигур. Если дети затрудняются, то предлагаются образцы, несколько вариантов.
Подводится итог занятия. Какие птицы остаются зимовать в наших лесах? Как мы можем им помочь пережить зиму
|