Цель: Формирование логического мышления у детей.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение называть времена года, месяцы, части суток.
- Формировать умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10.
- Сформировать представление детей о том, как образуется число 8.
- Закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их;
сравнивать 5 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Обозначить результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже…, самый низкий (и наоборот).
- Продолжать учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат).
- Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Развивающие:
- Развивать внимание, речь, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическая», «Речевая», «Физическая», «Социально – коммуникативная»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкально – художественная.
Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный
Предшествующая работа:
Знакомство с русскими народными сказками, изготовление и обыгрывание игр математического содержания по разделам: «Количество и счет», «Форма», «Ориентировка в пространстве». «Ориентировка во времени», изготовление атрибутов.
Материал к занятию:
Демонстрационный: Письмо от Колобка; картинки (Заяц, Волк, Медведь, Лиса, Колобок); мяч; наборное полотно; картинки зайчат (8 штук), морковок (8 штук), корзинка для морковок; дидактическая игра «Парные картинки» (рисунки валенок с геометрическими узорами); полоски разной высоты (5 штук); корзинка с печеными грибочками (по количеству детей); магнитофон.
Раздаточный: «Парные картинки» (рисунки валенок с геометрическими узорами), полоски разной высоты (5 штук).
Планируемые результаты:
Дети умеют ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по высоте, считать до 10, различают геометрические фигуры и их особенности, знают название русских сказок и сказочных героев.
Ход НОД:
Дети идут по кругу и встают в круг: «Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся, Улыбнулись вы и я -
Значит все мы здесь друзья!»
Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подлетела птица. Она везде летает, всё знает, на своём длинном хвосте приносит новости. Вы знаете, что это за птица? (Сорока). Вот и сегодня она передала мне послание. Давайте прочтем его:
«От бабушки ушёл, От дедушки ушёл. Попал в беду. Спасите!»
Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы не знаете, от кого принесла Сорока эту записку? (От Колобка). Дети, кто хочет помочь нашему другу? Но путешествие может быть опасным, ведь Колобок укатился в лес, где встретил много разных зверей, не страшно? Тогда отправляемся в путь! А чтобы нам попасть в лес, нужно сказать волшебные слова. Закройте глаза — «Крибле — крабле — бумс…!»
Открывайте глаза. Вот мы и очутились в сказочном лесу! Прежде, чем отправиться на поиски Колобка, давайте проведем небольшую разминку, – вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? (Дети встают в круг).
Дидактическая игра «Назови быстро» (с мячом)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Перечислите все осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Какой сейчас месяц? (Ноябрь)
- Какое время года наступит после осени? (Зима)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (Утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (День)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (Вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (Ночь)
Молодцы, ребята, быстро ответили на все вопросы. Смотрите, я вижу тропинку, давайте пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет!
(Дети под музыку идут по тропинке).
Ребята, тропинка привела нас к домику Зайца! Здравствуйте, уважаемый Заяц! Скажите, пожалуйста, не проходил ли здесь наш друг, Колобок? (Заяц «шепчет» на ухо). Да, дети, был здесь Колобок. Заяц поможет нам, а мы давайте поможем ему.
Целую корзину морковок принёс Заяц домой. У Зайца большая семья, хватит ли его детишкам морковок? Поможем ему сосчитать. Ваня, сколько зайчат у Зайца? (Считает – у Зайца 8 зайчат). Аня, сколько морковок? (Считает, выкладывая морковки на наборном полотне до 7). Виталик, хватило ли морковок зайчатам? (Нет). Почему? (8 зайчат больше, чем 7 морковок). Что надо сделать, чтобы и зайчат, и морковок стало поровну? (Надо добавить еще одну морковку). Ой, смотрите, ещё одна морковка лежит на самом дне, давайте ее добавим. Сколько морковок стало теперь? (8 морковок). Какое число мы получили? (8). Как мы получили число 8? (К 7 прибавили 1). Хватает ли теперь морковок зайчатам? Что мы видим? (Зайчат и морковок поровну, по 8). Дети, Заяц благодарит нас и говорит, что Колобок отправился к Волку. Вперёд!
(Дети под музыку идут по тропинке дальше).
- Здравствуйте, уважаемый Волк! Не встречали ли Вы нашего друга, Колобка? (Волк «шепчет» на ухо). Да, был здесь наш друг. Поможет нам серый Волк, но и мы должны ему помочь. Собрался Волк починить свой забор к зиме, натаскал дощечек, а теперь не знает, как их разложить по порядку. Арсений, помоги Волку построить новый забор здесь, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой дощечкой, а вы, ребята, подойдите к столам и тоже постройте каждый свой забор. (Дети раскладывают забор для Волка). Сколько всего у забора дощечек? На каком месте самая высокая дощечка? (На первом). Какого она цвета? На каком месте самая низкая дощечка? (На восьмом). Покажите мне все третью дощечку, шестую. Молодцы, дети, Волку очень понравились ваши заборы. А сейчас он предлагает вам отдохнуть.
Физкультминутка «Как у наших зверят»
Как у наших зверят — (хлопки в ладоши) Лапки весело стучат: топ-топ-топ, Топ-топ-топ. — (топают ногами) А устали ножки, хлопают в ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. — (хлопки в ладоши) А потом вприсядочку — (приседания) Пляшут звери рядышком. — (прыжки на месте) А как пустятся бежать –
Никому их не догнать. — (легкий бег на месте)
Ну что ж, ребята, нам пора в путь, Волк сказал мне, что Колобок отправился к Медведю.
(Дети под музыку идут по тропинке дальше).
- Здравствуйте, Михаил Потапович! Не встречали ли вы нашего друга Колобка? ( «шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, даже немножко нашалил. Миша приготовил несколько пар валенок для зимнего сна в берлоге, поставил их на просушку, а Колобок в спешке валенки все разбросал. Поможем Мише выбрать одинаковые валенки? (Дети составляют пары, считают геометрические фигуры в узорах).
Медведь благодарит детей и отправляет их к Лисе.
(Дети под музыку идут по тропинке дальше).
«Ах ты, рыжая плутовка, Прячешь Колобка ты ловко, Всё равно его найдём, От беды его спасём!»
Ребята, Лиса говорит, что она отдаст нам Колобка, если мы сами его найдем по ее плану. Ну что, готовы? (Да.) Тогда давайте считалкой выберем того, кто будет выполнять это задание.
Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать? Раз, два, три – Начинаешь ты!
Слушайте задание: Надо двигаться от доски прямо 5 шагов, потом 6 шагов направо, потом еще 7 шагов направо.
(Ребенок делает шаги, находит Колобок).
«Здравствуй, милый Колобок, Колобок – румяный бок. Долго мы тебя искали, И немножечко устали.
Мы немножко отдохнём, А потом играть начнём!»
- Ребята, Колобок спрашивает, как же мы его нашли? Расскажите Колобку, что мы делали, чтобы его спасти? (Дети, передавая друг другу игрушку, рассказывают о своём путешествии).
(Ответы детей – играли в игру «Назови быстро» (с мячом), называли времена года и месяцы, части суток; считали Зайчику морковки и раскладывали их зайчатам, раскладывали Волку по порядку из дощечек забор, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой; выполняли физминутку «Как у наших зверят»; подобрали Медведю одинаковые валенки).
Ребята, Колобок вам всем говорит «Спасибо!» Он очень рад, что у него есть такие замечательные друзья. А еще он мне говорит, что за это он приготовил для вас сюрприз. Это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо справились со всеми заданиями и помогли своему другу. (Воспитатель находит корзинку с угощением – печеными грибочками, раздает детям, дети благодарят Колобка).
А сейчас давайте попрощаемся с Колобком, ему пора к дедушке с бабушкой, а нам тоже пора домой, закройте глаза.
«Крибле — крабле — бумс…!»
Откройте глаза. Вот мы с вами вернулись из сказочного леса обратно к нам, в группу. Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Молодцы.
|