Проблема
нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться.
Приоритетна задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
1. 1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
3. Задачи трудового воспитания.
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других.
4. Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.
Методы работы.
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе, поселке.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.