Обоснование социальной значимости. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается, это – выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, своё представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Скачать аннотацию
Скачать конспект
Скачать титульнй лист
Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспи-тание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей. С целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей было проведено анкети-рование. Его результаты дали возможность выявить настроенность родите-лей, степень заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учрежде-нием и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.
Актуальность патриотического воспитания обусловлена всё возраста-ющей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе. Я чётко осознаю, что патриотическое воспитание ребёнка – сложный процесс. В течение последних лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая известные отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Новизна содержания. Целостная научная концепция формирования гражданина - патриота России - в современных условиях ещё не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов. Данная проблема не нашла пока полного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направле-нии. Характерной особенностью ис-следований и рекомендаций, связан-ных с воспитанием патриотизма у де-тей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в исследованиях С.Н.Никола-евой патриотическое воспитание рас-сматривается в русле экологического воспитания. Г.Н.Данилина в пособии «Дош-кольнику – об истории и культуре России», О.Л.Князева и М.Д.Маханёва в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и некоторые другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. В.Н.Вишневская в своей программе «Свет Руси» делает упор лишь на ознакомление с символикой Российской Федерации. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» О.Н.Баран-никовой посвящены истории Руси, приобщению к основам православия. При составлении перспективного плана работы я использовала програ-мму Е.В.Пчелинцевой «Непреходящие ценности малой родины», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями и гражданско-патриотическими чувст-вами, уважающего культурное и историческое прошлое. Система организации экскурсий была составлена мною на основе учебно-методического пособия С.Н.Нифонтовой и О.А.Гаштовой «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет». Новизна опыта заключается в разработке целостной системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному краю в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предполагаю, что развитие компетенций в области краеведенья приведёт к формированию у дошкольников чувства патриотизма и национального самосознания.
Целью моего опыта работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с малой родиной.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: 1. Создать условия для развития у ребёнка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному краю. 2. Предоставить дошкольникам возможность почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города. 3. Организовать взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей, привлечь их к участию в воспитательно-образовательном процессе через совместную с детьми деятельность.
При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы: Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Принцип гуманизации, который позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Принцип деятельного подхода – т.е. любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности. Принцип дифференциации. Я стараюсь создавать условия для самореализации каждого ребёнка с учётом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности реализуется через сотрудничество с семьёй, библиотекой; через естественное включение краеведческого материала в основную программу; а также сочетание разных видов детской деятельности при знакомстве воспитанников с историко-культурными особенностями малой родины.
При выборе технологий для реализации поставленных образователь-ных и воспитательных задач предпочтение отдаю деятельностным технологи-ям. Одна из которых - проектная. Метод проектов позволяет задействовать всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и самих воспитанников. Также позволяет развивать познавательный интерес, формиро-вать у дошкольников коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Мой опыт работы был представлен на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 44» «Формирование у дошкольников патриотических чувств», одобрен коллегами, рекомендован к использованию, т.к. предлагаемые мною формы, методы и приёмы работы дают возможность распространения и внедрения опыта.
Последовательная поэтапная работа с детьми по выбранному направлению началась со второй младшей группы. Дети уточнили свои представления о ближайшем окружении. Для закрепления представления детей об именах был изготовлен альбом «Наши имена», где дети узнали о значении своего имени, разучили потешки о своих именах. С младшими дошкольниками проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своём имени», «Что означает моё имя». Был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. Его рассматривание позволяет детям делиться эмоциями, переживаниями, полнее ощутить чувство привя-занности к своей семье, родному дому, своим близким. В дидактической игре «Засели свою семью в домик», целью которой является закрепление названий членов семьи и представлений о роли каждого из них, детям предлагалась работа с моделями. Следующим шагом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экс-курсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству». Экскурсии по детскому саду не прошли даром. Совместно с родителями были организованы суббот-ники по благоустройству участка. Многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли: «Моя мама приходила и красила качели!», «Мой папа сделал скамейку» и т.п. А сколько радости ребятам доставили путешествия в разное время года по экологической тропе, проложенной по территории ДОУ. Рассматривая цветы, деревья, ребята знакомились с природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу. Наблюдение за работой дворника, снегоуборочной ма-шины и мусоровоза помогло сформировать представление о том, как можно сделать двор и город чище, уютнее. С младшими дошкольниками на основе иллюстраций и фотографий я беседовала о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть своё название, а у дома – номер. Это помогало закрепить знания детей о знакомых местах.
В средней группе продолжилось знакомство с народными сказками, сказами земли Ивановской, пословицами. Обращалось внимание на предметы русской одежды, быта. Я учитывала, что одно из самых выразительных и действенных средств знакомства ребёнка с культурным и историческим наследием родного края – это введение его в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое и настоящее. В нашем детском саду имеется мини-музей «Горница». При посещении этого музея дети познакомились с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своём пути в детский сад, учила воспитанников замечать изменения в погоде, смену времён года, социокультурные объекты, выделять при этом интересное, красивое. Для развития наблюдательности, чувства цвета и для ознакомления с узорами ивановских ситцев в развивающую среду группы была внесена дидактическая игра «Волшебные краски», в которой ребёнок старается каждому из предложенных образцов узора на ткани найти карточку, подходящую по цветовой гамме и по изображённому объекту. На образовательных мероприятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливали бусы из рябины, украшали сарафан и кокошник, раскрашивали деревянную ложку. Были изготовлены дидактические игры «Шкатулка загадок», «Сложи узор» и другие. Широко использовали игру «Разрезные картинки», предлагая детям собрать гербы Иванова и области, сказочные сюжеты палехских художников и т.п.. Реализация проекта «Я живу в Иванове» способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю. При ознакомлении с историей малой родины была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. А на занятиях ребята обменялись полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц. Большое внимание уделялось ознакомлению детей с тру-дом взрослых, как родителей, так и жителей города. Органи-зованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе. Дошкольники увидели важность и значи-мость труда их родителей, и это явилось продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. Проводились совместные праздники: «Когда семья вместе – тогда и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д. Это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях. Большая работа была проведена в рамках долгосрочного проекта «Я и моя семья» по формированию представлений о своей семье, своём роде. Мы убедили родителей попробовать построить генеалогическое древо, которое способствовало бы составлению рассказов о своей семье, родне. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей. В группе был оформлен тематический уголок. Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», изготовление поделок из природного и бросового материала «Домик в деревне» и другие задания - объединили родителей и детей, обогатили общение между ними. Проведённые для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим детей любить и беречь свой город» помогли родителям осознать, как важно стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по ознакомлению детей с родным городом, его историей, культурой и достопримечательностями. Понимая важную роль предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, большое внимание уделили созданию в группе «Краевед-ческого центра». Видное место в нём занимает уни-кальное издание – «Азбука юного ивановца». Это настоящая мини-энциклопедия, в которой в доступ-ной форме, с большим количеством иллюстраций, загадок, стихов, кроссвордов даются сведения о родном городе и области. Мы с воспитанниками разучивали стихи из этой книги ивановской поэтессы Св. Сон, а также стихи других поэтов-земляков – Д.Семёновского, Г. Серебрякова, Вл. Жукова, И. Жукова. В сентябре этого года мы приняли участие в детском вернисаже «С любовью к родному городу», который инициировали депутаты партии «Единая Россия». Также нами отправлены детские творческие работы на Всероссийский конкурс «Моя Родина – Россия». Эффективным видом работы является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Так, мы предложили детям домашнее задание: узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. С целью закрепления у детей представления о родственных связях прово-дили игру «Я и моя семья»: встав вместе с детьми в круг, воспитательбросает мяч ребёнку, задавая вопросы, например «Для кого ты внучка?», «Кто ты маме?», «Кому ты внук?» и т.п. Одним из условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией мы систематически организуем в детском саду. Дети нашей группы выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Я убеждена, что любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на общее благо. Мы уже совершили заочные экскурсии с целью ознакомления с некоторыми достопримечательностями Иванова – цирком, Дворцом искусств, Соковским мостом, стадионом «Текстильщик». Интерес у детей вызвали экскурсии в Центральную детскую библиотеку, среднюю школу № 20. Были организованы и целевые прогулки по близ-лежащим к детскому саду улицам родного города, в том числе на аллею славы у Института противопожарной службы. На таких прогулках мы беседовали не только о социальных объектах, но и обращали внимание детей на соблюдение чистоты. Старались показать детям, что ухоженные, чистые улицы и дворы поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители. После экскурсий по микрорайону мы внесли в развивающую среду дидактическую игру «Что на какой улице находится». Она помогает закрепить знания о социальных объектах нашего района, названия близлежащих улиц. В рамках проекта «Когда семья вместе, то и душа на месте» мы предло-жили родителям творческое домашнее задание: прдумать и изобразить герб своей семьи. Свой герб семьи презентовали на празднике. Ещё одно творческое задание, которое мы предложили родителям – сочи-нить частушку о родном городе, крае. На посиделках с чаепитетием дети вмес-те с родителями с удовольствием эти частушки исполнили. С помощью родителей был оформлен фотоальбом «Мой город и я». Фотографии рассказывают о семейных прогулках выходного дня. Дети с радостью приносят фото, с гордостью рассказывают, где побывали, что интересного видели. Игру «Где бывали мы – не скажем, а что делали – покажем» мы использу-ем и как физкультминутку, и для закрепления знаний детей об объектах города. Дети любят игру «Узнай, где нахожусь»: ведущий показывает фотогра-фию, играющий должен назвать, где находится герой фото. Например, на фотографии ребёнок стоит у фонтана; играющий должен сказать, что фонтан находится на площади Пушкина, у Дворца искусств. С целью закрепления знаний дошкольников о родном городе мною была изготовлена игра «Четвёртый лишний», игровая задача которой – найти среди ивановских достопримечательностей лишнюю. Воспитанию любви к родному городу помогает и прослушивание лирических песен об Иванове. У нас в группе есть телевизор и DVD-проигрыватель, поэтому я имела возможность устраивать просмотры презентаций (например, «Заочная экскурсия по родному городу») и фильмов образовательного содержания (например, видеоприложение к региональной программе «Непреходящие ценности малой Родины» о природе родного края, фильм «Иваново: образы города», подаренный ДОУ музеем им. Д.Бурылина). Немалый интерес у воспитанников вызвали беседы об историческом прошлом нашего города. После цикла таких бесед детям была предложена дидактическая игра «Как было, как стало». Она состоит из фотографий, на которых изображёны виды Иваново-Вознесенска и современного города. С помощью этой игры дошкольники могут увидеть, каким был наш город, каким стал. Я также предлагаю детям сравнить фото и сказать, что изменилось. Благодаря ознакомлению детей с материалами регионального центра, познавательным занятиям и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети теперь интересуются: «А что здесь было раньше?». Перспективы развития. Предстоящие целевые экскурсии в магазин, на почту, поликлинику помогут детям понять принципы функционирования раз-личных учреждений, сформируют у дошкольников представления о разно-образных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. Мы также планируем организовать совместно с родителями экскурсию в краеведческий музей, выездное занятие в музее ситца, автобусную экскурсию по городу. Реализовать проект «Наши деды – славные победы», в рамках которого рассказать детям о Великой отечественной войне и наших земляках-ветеранах, принять участие в акции «Георгиевская ленточка». Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с её природными особеннностями, красотой. С растительным и животным миром родного края будем знакомить детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Обязательно уделим внимание природоохранным вопросам.
Показатели результативности работы. В начале октября 2014 года мною детям были предложены вопросы, в ходе анализа ответов на которые стало возможным определить степень представлений дошкольников о родном городе. Коллеги, работающие в параллельной группе, по моей просьбе предложили своим воспитанникам те же вопросы. Опрос показал, что в моей группе все дети твёрдо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нём. Практически все имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Половина детей может объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, треть может рассказать об этом с помощью наводящих вопросов воспитателя. О профессиях родителей и о распространённых профессиях жителей нашего города имеют хорошие знания 62% детей, третья часть детей не на все вопросы может ответить уверенно. Наблюдения показывают, что мои воспитанники проявляют любознательность, желание узнавать новое о родном городе. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире. Индивидуальное общение с родителями подтверждает эффективность моей работы. Многие родители отмечают не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признают, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребёнка, стали интересоваться историей города. Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей имеет свои положительные результаты. Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами.
|