Буковская Елена Вячеславовна. «Организация туристко-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста».

«Организация туристко-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 322 города Нижнего Новгорода Буковская Е.В.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал, -

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал. К.Симонов

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, а специальные условия ТКД создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.

 

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Выбор темы — организация туристическо — краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста не случаен, т.к. приоритетное направление работы нашего детского сада – физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Эта тема актуальна, так как туристическо-краеведческая деятельность – одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности ребенка, его интеллектуально-познавательное, нравственное, нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности, в походах патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека. Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а гражданственность в соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.

Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического воспитания.

Туристические прогулки способствуют оздоровлению детей. Именно цикличные движения, характерные для ТКД способствуют развитию физических сил, выносливости, обеспечивают устойчивость к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, цикличные движения благоприятно отражаются на настроении, повышают аппетит, улучшают сон.

Организация простейшего туризма с детьми ведется по 4 направлениям:

-ознакомление с природой (река Левинка в разные сезоны, экскурсия в зимний сквер около гимназии №87, экскурсия в осенний Сормовский парк)

- ознакомление с историей микрорайона (экскурсия в библиотеку им.А. С. Пушкина на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, экскурсия по улицам, получившим названия в честь земляков-участников Великой Отечественной войны Никонова, Клюева, Безрукова, экскурсия к школе № 115, экскурсия к школе №68. на площадь Героев, к д/к «Победа»)

- ознакомление с культурными достопримечательностями района (экскурсия в библиотеку им.А. С. Пушкина по ознакомлению с работой библиотекаря, на концерт инструментального оркестра, посещение Музея искусств на выставку керамических и глиняных изделий, принимали участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города, Дню Победы и др.

- ознакомление с различными объектами социума микрорайона (экскурсия в Дом спорт «Нижегородец», на стадион «Старт», спортивную площадку гимназии №87, в больничный комплекс: взрослая поликлиника №17, детская поликлиника №42, больница №42, взрослая больница №30, травмпункт, молочная кухня, роддом №5, профилакторий МСЗ, бензозаправка «Лукойл», гимназия №87, сбербанк, райисполком, магазины микрорайона).

Формы работы:

  • Беседы «Кто такие туристы?», «Что такое туризм?», «Что такое план, его значение, отличие от рисунка»
  • практическая деятельность «Рюкзак и туристическое снаряжение»
  • организованная деятельность, самостоятельная деятельность по ознакомлению с планом, картой, развитию навыка ориентирования, самостоятельное составление планов групповой комнаты, участка детского сада, своей комнаты, маршрута от дома до детского сада, плана маршрутов в микрорайоне
  • решение проблемных ситуаций
  • рассматривание иллюстраций, журналов, открыток
  • чтение художественной литературы (загадки, стихи, рассказы, пословицы)
  • прослушивание записей детских походных песен, звуков природы
  • разучивание туристических песен
  • дидактические и подвижные игры
  • продуктивные виды деятельности
  • чтение «Секретных писем» с помощью зеркала
  • организация «Зеленой аптеки» на территории детского сада
  • составление гербариев лекарственных растений
  • заготовка природных материалов для практической деятельности, детского творчества, конструирования
  • практическая деятельность: дети учатся правильно одеваться для похода, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях и травмах и т.д.
  • игры-упражнения, игры-соревнования
  • дневник наблюдений, оформление план-карты нашего микрорайона
  • оформление «Книги экскурсий и походов»

-1 раз в квартал «Дни здоровья» на природе.

Результаты работы:

  • Туристическо-краеведческая деятельность способствовала становлению и обогащению познавательной сферы. Детьми усвоены многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. 97% детей к концу подготовительной группы научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий
  • снижение заболеваемости и укрепление физического здоровья детей, мониторинг показал высокий коэффициент выносливости
  • дети освоили приемы первой медицинской помощи
  • повысился интерес родителей к организации ТКД, увеличилось количество семей, использующих прогулки с детьми за городом как средство познавательного, экологического и физического воспитания детей, упрочился контакт педагога с родителями
  • у детей обогатились знания и представления об окружающей жизни микрорайона, города
  • сформировался интерес к истории, природе и культурным традициям родного края
  • поднялся авторитет «незаметных» детей в результате индивидуального подхода

-в группе обогатилась предметно-развивающая среда (создан уголок туризма, «Музей туризма» при спортзале).

Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.

Просмотров: 193
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Логвинова Валентина Николаевна. Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет на тему: 'Экскурсия в музей часов'
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Редактор. Организация туристко-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Шкиляева Светлана Иннокентьевна. Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы по О.О. речевое развитие Тема: «Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Власова Инна Юрьевна. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Создание макета микрорайона города».
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Евтодьева Ольга Николаевна. Осенняя экскурсия по территории детского сада
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Голубева Светлана Валентиновна. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром обучение дошкольников правилам дорожного движения «Наши помощники на улицах города» старшая группа
  • Козырева Светлана Николаевна. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Предприятия города»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Степанян Оксана Юрьевна. КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ «ДЕРЕВЬЯ ОКОЛО ДЕТСКОГО САДА»
  • Азаматова Дильшат Мирхатовна. Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка».
  • Валеева Наталья Владимировна. Из опыта работы Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий по реализации программ с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Андреева О.В. Долотюк Г. А. Зайцева С. В. Миронова Н. Е.. Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых, познавательное развитие «Тематическая экскурсия к озеру Линден»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Ваняева Ольга Васильевна. Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы».
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Люфт Елена Юрьевна. Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.
  • Абдуллина Гулия Гаравдиновна. Технологическая карта организованной образовательной деятельности, познавательное развитие – приобщение к социокультурным ценностям на тему «Экскурсия по городу Буинск».
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Богоявленская Елена Вячеславовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы по ОБЖ «Опасности большого города»
  • Степаненкова Татьяна Александровна. Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада (из опыта работы)
  • Медникова Екатерина Вячеславовна. Деятельность педагога дополнительного образования В старшей группе детского сада
  • Бережнова Екатерина Николаевна. Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь