Занятие для подготовительной группы "История железной дороги"
Цель: расширить представление детей о железной дороге.
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям знания об истории развития железной дороги, об изобретателях железной дороги.
- Познакомить с разными видами железнодорожного транспорта.
- Расширить словарь детей словами: "конка", "Царскосельская дорога", "магнитоплан", "паровая машина".
развивающие:
4) развивать образное и ассоциативное мышление.
воспитательные:
5) закреплять умение сотрудничать, работать вместе.
Оборудование: ключ-кроссворд, картинки-подсказки, иллюстрации, мягкие модули, презентация "Точка отсчета", атрибуты к игре "Изобретатели".
Ход занятия:
Вводная часть:
Вбегает профессор Шурупов. Держится за голову, восклицая.
- Где я? Куда я попал? Какая это страна? (ответы детей)
- Значит это Россия. А вы — русские, замечательно! Вы то и можете мне помочь! Я попал к вам из прошлого. Моя машина времени напоминает паровоз. Чтобы сделать его лучше, я хочу узнать о возникновении паровоза, его истории.
- Вы знаете, что паровоз изобрели именно в России. Русские люди очень талантливы, среди них было много изобретателей, я надеюсь, вы их знаете, а так же знаете изобретателей паровоза.
- Ой! (смотрит по сторонам) У меня случилось несчастье, я потерял ключ от своей машины времени! Помогите мне! Нужно отгадать ключ — кроссворд, в котором скрыты имена великих русских изобретателей, тогда моя машина времени заведется и я смогу вернуться домой. Поможете?
Ведущая: — Давайте ребята поможем профессору, у нас есть картинки- подсказки, которые можно открыть, если выполнить задание! Нужно отгадать загадки:
Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, Мчит без пара, Паровозов сестричка. Кто такая? (Электрика)
Кто на бегу, пары клубя, Пускает дым трубой, Несет вперед и сам себя, Да и меня с тобой? (Паровоз)
На большие расстояния Мчится он без опоздания Пишется в конце два с, Называется... (экспресс).
- К какому виду транспорта относятся эти названия? (наземный) По какой дороге они движутся? (железной) Какой из них был изобретен первым? (паровоз)
Вы молодцы, справились заданием и теперь мы можем открыть первую картинку — подсказку. — Паровоз изобрел не один человек, а двое -отец и сын Черепановы, которые жили двести лет назад в Нижнем Тагиле. Они тоже были нашими земляками. Черепановы создали около 20 паровых машин, затем изучали устройство железных дорог. Изучив их, они создали первый в мире паровоз (показ иллюстраций).
- Итак, какую фамилию нам нужно вписать в ключ-кроссворд? (ответ детей)
- Следующее задание- игра "Что лишнее?" (В презентации) (Картинки, изображающие паровозы и упряжки с лошадьми.)
Подсказка: сначала железная дорога появилась в больших городах. Вагон по рельсам тянула лошадь, знаменитые изобретатели Черепановы изобрели паровоз, их сменили электровозы, но раньше железная дорога тоже существовала, как же по ней передвигались? Мы узнаем из следующего задания, когда вы найдете лишние изображения. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу "конка".
- Дети, как называлась конная железная дорога? (ответ вписываем в ключ-кроссворд) Теперь вы знаете, что железная дорога начиналась с конной упряжи, как она развивалась дальше, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Следующее задание — игра "Что сначала, что потом?". Вам нужно расставить модели паровозов по порядку: от первых паровозов до современных моделей. (выполняют)
Читаем карточку-подсказку: "Первая железнодорожная линия соединяла Санкт-Петербург и Царское село, она получила название Царскосельской. Дорога была потроена по указу царя Николая 1.С этого момента железная дорога начала активно развиваться."
- Следующее слово в ключе-кроссворде это название первой железной дороги, давайте запишем его (Царскосельская).
- Я предлагаю вам немного побыть электровозами.
Физминутка.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Сто вагонов я тащу. (Дети интенсивно двигают руками) Раздается стук колес, Это мчит электровоз (стучат ногами) Мимо рощи, мимо яра, Мчит без дыма и без пара (бег змейкой, на носочках) Чу-чу-чу, я по рельсам лечу (замедляют бег, останавливаются)
- Чтобы угадать последнее слово в ключе-кроссворде, устроим соревнование: чей поезд на магните первый прибудет на станцию, тот открывает подсказку. (Проводятся соревнования паровозиков, сделанных из картона и бумаги, управляемых магнитом) Прежде чем открыть подсказку, я открою вам маленький секрет магнит двигает не только ваши маленькие поезда, сделанные из картона, в нем намного больше силы, чем вы думаете, давайте откроем подсказку.
"Самый современный поезд-это поезд на магнитной подвеске. У него вместо колес — магнит. Ездит он с огромной скоростью. Он как бы парит, не касаясь рельса. Называется такой поезд магнитоплан (Маглев). Оказывается в скором будущем в России такие поезда планирует использовать железная дорога. Итак вписываем последнее слово -магнитоплан. Ребята, вы помогли профессору разгадать ключ-кроссворд, он смог завести свою машину.
- А вы хотите построить свой поезд будущего? (Проводится игра-оживлялка, дети строят поезда из мягких блоков.)
Профессор хвалит детей и прощается: "Дорогие ребята, спасибо вам за вашу помощь, вы помогли узнать мне про русских изобретателей, про историю железной дороги в России, теперь я смогу вернуться домой и сделать свою машину времени еще лучше. А что нового узнали вы? Что вам запомнилось больше всего? Я предлагаю вам узнатьу своих родителей о других русских изобретателях, ведь их в России было много, а в следующую нашу встречу вы мне расскажите о них, ведь я могу появиться в любой момент. До свидания!
|