Разработали воспитатели МДОУ №5 «Рябинка» Султанова Л.Г., Зиннюрова Л. И.
Как бы этого не хотели родители, но рано или поздно каждый ребенок вырастает, идет в школу, позже поступает в университет и т.д. С каждым днем малыш становится более самостоятельным. Родители должны помнить, что однажды их ребенок пожелает отправиться в школу самостоятельно, откажется от провожаний. Тогда-то и стоит начать переживать, т.к. перед ребенком откроется множество опасностей. Одно из них – это проезжая часть. Чтобы ребенок не попал в ужасную ситуацию, стоит его подготовить и объяснить правила дорожного движения.
Знакомство детей с ПДД является обязанностью образовательной систе-мы. Семья, как известно, главный институт социализации, поэтому именно родители могут корректно подойти к обучению ребенка. Первое – стоит помнить, что ребенок – это зеркало семьи. По этой причине нужно подавать своему чаду хороший пример. Если родители не будут нарушать правила дорожного движения, то и малыш, глядя на маму и папу, не совершит правонарушений. Взрослые должны чаще гулять с детьми. В процессе прогулки стоит ненавязчиво знакомить дошкольников с правилами дорожного движения.
Нужно объяснить, что означает каждый цвет светофора. Родителям также рекомендуется периодически проверять, усвоил ли ребенок его сигналы. Ребенка нужно ознакомить с некоторыми элементарными знаками дорожного движения, например: пешеходная дорожка, место остановки автобуса или трамвая, знак «стоп» и т.д. Было бы неплохо дать ребенку возможность выучить часто используемые маршруты, чтобы он смог самостоятельно добраться до пункта назначения. Это может быть дорога домой или в школу. Дошкольнику нужно внушить осторожность и бдительность при переходе дороги даже в указанном правилами месте, ведь нередки случаи, когда пешеходы попадали в катастрофу даже на пешеходном переходе.
Нельзя недооценивать и пропускать обучение ребенка на дорогах. Всегда нужно помнить о психологических особенностях детей. У ребят в возрасте 4-6 лет поле зрения не совсем широко. Дети не понимают, насколько быстро может оказаться рядом далеко едущий автомобиль. Многие дети вообще не видят в машинах никакой угрозы. Также важно заложить осторожность на дорогах в раннем возрасте. Потому что в подростковом периоде у молодых людей складывается мнение, что с ними ничего не может случиться, и они никогда не попадут ДТП.
Также ребенок должен быть обучен поведению в общественном транс-порте. Он должен знать, что нельзя облокачиваться на двери, высовывать руки, ноги или голову в открытые окна автобусов. Передние двери автобуса предназначены для посадки, а задние – для высадки пассажиров. Дошкольник должен уметь переходить дорогу после выхода из автобуса. Ребенку следует разъяснить, что переход на другу сторону должен осуществиться только тогда, когда общественный транспорт уедет на большое расстояние. Проинформируйте ребенка о том, что остановка – не менее опасное пространство, чем дорога. Дети не должны бегать, толкаться и совершать какие-либо резкие движения. Все ваше обучение о правилах дорожного движения приведет к выработке в ребенке самоконтроля, наблюдения, сосредоточения. Чтобы ускорить процесс становления этих навыков, обучение ребенка должно пройти в игровой форме.
Для закрепления правил помогут настольные игры по правилам дорожного движения. Также можно дать возможность дошкольнику самому нарисовать дорогу, расставить на ней фигурки. Из полученного можно визуально понять, как дети представляют себе «дорожный мир». С этими же настольными играми или самодельной дорогой можно провести несколько сюжетно-ролевых игр. Нужно создать и описать несколько ситуаций, которые могут случиться на дороге, и поинтересоваться у дошкольника, как бы он поступил в данном моменте.
Для зрительного запоминания ребенком дорожных знаков можно расклеить карточки по дому. Родитель называет какой-то знак, а задача ребенка – найти и указать его на картинке. Значения цветов светофора можно предоставить дошкольнику в виде загадок.
Подвижные игры тоже способствуют хорошему запоминанию информации. Можно использовать «Игру в слова». Взрослый предлагает хлопнуть в ладоши, когда прозвучат слова, фразы относящиеся: к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу); к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост) и т.д. Также можно использовать такой метод в обучении: ребенок показывает какой-то транспорт, родитель отгадывает, далее наоборот.
В развитии кругозора ребенка в правилах дорожного движения очень помогает литература: «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер», «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала, «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина.
Родители посвящают огромное количество времени на игры с детьми, на их творчество, спортивное образование и т.д., но не всегда находят минутки, чтобы рассказать своим чадам, что существуют опасности, и их надо избегать. Данная консультация покажет родителям как помочь дошкольнику освоить мир без происшествий.
|