Кристина Руденко. Профилактика и коррекция дефектов осанки средствами лечебно – профилактического танца

Профилактика и коррекция дефектов осанки средствами лечебно – профилактического танцаВ настоящее время одной из приоритетных задач, состоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
На протяжении последних десятилетий стал высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки.
Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов. Поэтому формирование правильной осанки и исправления ее дефектов – одна из важнейших задач физического воспитания детей. Главные причины нарушения осанки: недостаточная двигательная активность вследствие несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа. Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников – искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиозы); - чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы).
С целью профилактики у детей дошкольного возраста я включаю в свои занятия «Лечебно-профилактический танец». Это комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры, направленные на формирование правильной осанки.
Важнейшая роль в занятиях отведена музыке. С помощью музыки проводится развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок. Поэтому для формирования правильной осанки применяются специальные упражнения. Их разделяют на два вида.
К первому виду относятся упражнения, которые вырабатывают привычку держать тело в правильной позе. Это упражнения с предметом на голове и упражнения, которые выполняют стоя вплотную к стене.
Ко второму виду относятся упражнения, которые развивают, укрепляют мышцы, удерживающие наше тело в вертикальном положении (мышцы шеи, спины, живота, бедер, голени, стопы).
Упражнения с предметами на голове помогают научиться сохранять правильное положение головы и плеч. А это очень важно, потому что стоит наклонить голову вниз, как непроизвольно ссутулишься; если поднять голову и смотреть прямо перед собой, то плечи как бы сами собой отводятся назад, а спина выпрямляется.
Положите на голову мешочек и выполните несколько движений руками, ногой, повернитесь направо и кругом. После того как освоите эти упражнения, можно перейти к более сложным.
Упражнения, выполняемые стоя вплотную к стене (у вертикальной плоскости), применяют для того, чтобы научиться держать в правильной позе все части тела: голову, плечи, спину, ноги. Исходное положение для этих упражнений такое: надо стать к стене ягодицами и пятками. Живот должен быть подтянут. Если в промежуток между стеной и поясницей можно просунуть ладонь, значит положение правильное; если же в этот промежуток свободно входит кисть, сжатая в кулак, значит, живот выпячен – это положение неправильное. Различные упражнения с предметом на голове и стоя у вертикальной плоскости надо выполнять в течение полутора-двух месяцев. Только в этом случае можно научиться держать голову и тело в правильном положении. Но сохранять такую позу долгое время при слабых мышцах нельзя. Чтобы правильную осанку сделать привычной, надо равномерно развивать все мышцы, которые удерживают тело в вертикальном положении.
Поэтому после того, как вы научитесь правильно выполнять упражнения с предметом на голове и у стены, переходите к специальным упражнениям для мышц шеи, живота, спины, ног.
Вашему вниманию предлагается апробированный практический материал, который можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для формирования и закрепления правильной осанки

«Золушка». (музыка А. Варламова).

Образная композиция с элементами танца с использованием корригирующих упражнений на формирование, закрепление, проверку и контроль за правильной осанкой.
И.п. – стоя спиной к гимнастической стенке, с касанием ее затылком, лопатками, ягодицами, голенями и пятками.
Вступление.
I 1-8 - основная стойка
II 1-2 - встать на носки
3-4 - опуститься на всю стопу
5-6 - полуприсед, согнуть руки в стороны, держаться за стенку ладонями
7-8 - основная стойка
Первый куплет
I 1 - наклон головы вниз
2  - основная стойка
3-4 - повторить движения счета 1-2
5 - плечи вверх
6 - плечи вниз
7 - полуприсед, согнуть руки в стороны, держаться за стенку ладонями
8 - основная стойка
II 1 - поднять правое плечо вверх, правую ногу согнуть, не отрывая носка от пола
2    - встать
3    - поднять левое плечо вверх, левую ногу согнуть, не отрывая носка от пола
4    - встать
5-8    - повторить движения 1-4 такта
Припев:
I 1-2 - два шага вперед, сохраняя правильную осанку
3 - полуприсед
4 - встать
5 - прогнуться, руки на пояс
6 - встать
7-8 - повторить движения 5-6 такта
II 1 - приставной шаг вправо
2    - полуприсед
3    - прогнуться
4    - встать
5    - приставной шаг влево
6    - присесть
7    - прогнуться
8    - встать
Проигрыш.
Два шага назад к гимнастической стенке
Второй куплет.
Повторить упражнения первого куплета.
Припев:
Повторить упражнения припева.
Проигрыш.
Повторить упражнения вступления.
Припев:
Повторить упражнения припева.

«Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» (музыка Е. Доги).

Вступление.
И.п. - лежа на животе, упор на локтях
1 фигура
Музыка А
1 такт - отталкиваясь руками, прогнуть спину, поднять правую ногу, согнутую в колене.
Посмотреть на нее через левое плечо.
2 такт - лечь в И.п.
3-4 такт - повторить то же, меняя положения ног и поворачиваясь лодочкой
5-8 такта - покачаться «лодочкой», то есть лежа на животе, вытянуть вперед прямые руки,         приподнять от пола ноги и покачаться.
2 фигура
Музыка В
1-4 такт И.п. – лечь, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч.
Плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь. Одновременно, сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями до головы.
5-8 такт И.п. – лечь на пол, ноги вместе, ладони за голову. Помощник удерживает стопы.
Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться насколько возможно под лопатками, сократив мышцы спины.
3 фигура
Музыка А
1-4 такт И.п. – сесть в позу «прямого угла». Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади.
Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение. Задержаться в этом положении.
5-8 такт Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям.
4 фигура
Музыка В
1-4 такт И.п. – лечь на живот, руки вытянуть вдоль тела, ладони прижать к полу.
Поднять прямые ноги насколько можно выше, опираясь об пол руками, грудью, подбородком. Задержаться и вернуться в И.п.
5-8 такт И.п. - встать на колени, прямыми руками упереться в пол на уровне плеч.
Поднять голову, максимально прогнуть спину. Задержаться нужное время.
Опустить голову, максимально выгнуть спину. Задержаться нужное время.

«Ленивая песня» (муз. Д. Тухманова сл. Ю. Энтина).

Принять правильное положение головы, положить на нее мешочек. Возле каждого ребенка стоит стульчик.
И.п. Стоя, возле стены с мешочком на голове.
Вступление.
I 1-4 - стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
II 4-8 - повторить движения счета 1-4
III 1-8 - стоя у стены с мешочком на голове, сделать движения руками в стороны, вперед, вверх.
Первый куплет
I 1-2 - стоя у стены с мешочком на голове, подтянуть правое колено к груди.
3-4 - И.п.
5-6 - подтянуть левое колено к груди
7-8 - И.п.
II 1-8 - повторить движения I части.
Припев:
I 1-2 - сделать шаг вперед
3-4 - встать на стульчик
5-6 - сойти с него
7-8 - шаг назад
II 1-8 - повторить движения
Проигрыш: садятся на стульчики
Второй куплет.
I 1 - согнуть ноги вперед (поджать к себе)
2 - опустить
3-4 - повторить движения счета 1-2
Все движения счета 1-4 повторить по 4 раза.
Припев: Повторить движения припева
Проигрыш. Стать в И.п. возле стены
Третий куплет.
I 1-2 - поднять руки вверх, присесть
2-6 - медленно встать
7-8 - И.п.
II - Повторить упражнения I
Припев: Повторить движения припева.

«Храбрый зайчик» (муз. Д. Тухмананова сл. Ю. Энтина).

И.п. Стоя, гимнастическая палка за спиной под руками.
Вступление.
I И.п.
II 1 - поднять плечи
2 - опустить плечи
3 - полуприсед
4 - встать
III 1 - опустить голову
2 - поднять голову, принять И.п.
3 - поворот головы направо
4 - поворот головы, принять И.п.
Первый куплет
I - восемь шагов на месте
Поворот туловища вправо и влево
II - повторить упражнения I
III 1 - полуприсед на правой ноге, левую согнуть вперед
2 - встать, приставить левую ногу
3-4 - повторить упражнения 1-2 на другой ноге
5-8 - повторить упражнения 1-4
IV 1-2 - встать на носочки и опуститься
3-4 - медленно присесть и встать
Проигрыш.
Сидя на пятках с гимнастической палкой на лопатках, прогнуть туловище назад.

«Антошка».

Вступление. Дети становятся врассыпную, ноги на ширине плеч, руки на поясе, качают головой вправо- влево и медленно поднимаются на носки и опускаются на всю стопу
Первый куплет
1-я фигура. На счет раз – небольшой наклон вперед с прямыми вытянутыми вперед руками; на счет два – выпрямиться, руки на пояс (движение повторяется 5-6 раз).
Припев:
2-я фигура. На счет раз – наклон туловища вправо, на счет два – прямо, на счет три – наклон туловища влево,  на счет четыре – прямо.На счет раз – прогнуться назад руки вверх и ногу отвести назад, на счет два – выпрямиться, руки на пояс.
Второй куплет.
3-я фигура И.п. – ноги вместе, руки сжаты в кулачки перед грудью. Дети выполняют полуприседания и имитируют игру на гармошке, на счет раз – присесть, руки в стороны, кулачки сжаты, на счет два – встать, руки вместе.
Проигрыш. Стоят и играют на «гармошке».
Припев: Повторяются движения 2-й фигуры.
Третий куплет.
4-я фигура. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполняются покачивания руками вперед- назад, в заключение – хлопок по коленям.
Припев:
5-я фигура. И.п. то же. Выполняется шаг на месте с покачиванием головы вправо влево.
6-я фигура. И.п.- ноги вместе, руки на поясе. Дети выполняют прыжки.
С окончанием музыки присаживаются, руки свободные.

Просмотров: 512
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Салова Мария Кузьминична. Игровые упражнения. Профилактика нарушения осанки.
  • Кобзева Ольга Юрьевна. Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей
  • Давыдова Любовь Валерьевна. Формирование правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Сундукова Мария Владимировна. «Использование игрового стретчинга для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»
  • Цыганкова Юлия Сергеевна Умникова Екатерина Викторовна. «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста»
  • Хлуднева Тамара Николаевна Казыдуб Татьяна Николаевна. Значение и особенности правильной осанки у детей дошкольного возраста
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • НА-ТАЛИ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Житихина Анна Викторовна. Акция «Чистые руки — залог здоровья!» во 2 – ой младшей группе
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Анна Крысина. Упражнения для формирования диафрагмального выдоха.
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь