Выступление на городском методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений
Автор:
- Сундукова Мария Владимировна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС «Тополек» Ростовская область, г. Волгодонск
Публикация материала «Опыт работы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г. Волгодонска
инструктора по физической культуре
Цель:
Пропаганда использования метода игрового стретчинга для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Совершенствование педагогами знаний о нарушениях осанки у детей дошкольного возраста и ее профилактики.
- Раскрыть особенности организации физкультурных занятий с элементами игрового стретчинга;
- Определить влияет ли на физическое развитие дошкольников использование на физкультурных занятиях игрового стретчинга.
Ход выступления:
1 слайд.
Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вам опыт работы по использованию игрового стретчинга для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.
2 слайд.
В современном обществе проблема сохранения здоровья детей является, как никогда ранее, актуальной из-за общего ухудшения состояния здоровья населения, увеличения врождённых недостатков и отклонений в здоровье детей дошкольного возраста. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?
3 слайд.
Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений современного дошкольного образования. Оно направлено на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, своевременное формирование в них жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, обеспечения надлежащего уровня физической подготовленности и физической культуры вообще, ознакомления со строением и основными функциями своего тела, воспитание устойчивого интереса к двигательной активности, выработки привычки к здоровому образу жизни.
4 слайд.
В настоящее время в связи с развитием прогресса и увеличением объема информации дети дошкольного возраста все больше времени проводят в статических позах, что оказывает негативное воздействие на формирование позвоночника.
Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный вешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
5 слайд.
Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки.
6 слайд.
Уважаемые педагоги, какие внешние показатели говорят о правильной осанки у детей?
7 слайд.
В дошкольном возрасте осанка у детей ещё неустойчива, с возрастом она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Эти особенности определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врождённых нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ.
8 слайд.
К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки.
Из-за ее нарушения зажатости позвоночника, возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью походки, неразработанностью стоп, возникают многие заболевания. Позвоночник — ключ ко всему организму. При нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже происходит смещение внутренних органов.
9 слайд.
Так как осанка не является врожденным фактором, т. е. ребенок не рождается с абсолютной осанкой ее необходимо формировать. Для этого необходимы упражнения направленные на укрепление мышечного корсеты спины.
Мышечный корсет имеет большое значение для формирования осанки ребенка. При достаточном его укреплении у ребенка вырабатывается правильная осанка. Поэтому для педагогов и родителей стоит конкретная задача: вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.
Таким образом, целью нашей работы стало формирование навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
10 слайд.
Изучив и проанализировав методическую литературу по данному вопросу выяснили что, одним из способов сохранить гибкость, подвижность, формировать правильную осанку и научиться прислушиваться к сигналам, которые посылает нам наш организм- это растяжка.
Растяжка (стретчинг) — является нашей естественной потребностью, важнейшая часть тренировки для человека любого возраста, в том числе и для ребенка. Только эластичные, хорошо растянутые мышцы позволят ему легко двигаться, получать удовольствие от занятий физической культурой. Так как ведущая деятельность детей дошкольного возраста является игра, все упражнения стретчинга выполняются в игровой форме.
11 слайд.
Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляцией, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
12 слайд.
Уважаемые педагоги позвольте представить вам опыт работы по оздоровлению детей посредством использования элементов стретчинга с целью укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования правильной осанки.
Как тренажёр, опору, отягощение, препятствие в растягивании мышц, я использовала фитбол-мяч
Пройдёмте в спортивный зал!
(занятие)
13 слайд.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов.
Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии дается новая сказка-игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя упражнения под музыкальные произведения (классическая и народная музыка).
14 слайд.
Упражнения стретчинга не требуют напряжения в отличие от обычных физических упражнений, развивают эластичность мышц, координацию движений, воспитывают выносливость и старательность, направлены на профилактику деформаций позвоночника, укрепление связочного аппарата, формирование правильной осанки.
Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей отводим воспитателям. Под их руководством дети получают элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий стретчинг сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Об использовании игрового стретчинга в образовательном процессе расскажет воспитатель подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи Татьяна Ивановна.
Само открытое занятие:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
г. Волгодонска
Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе.
«Путешествие на планету Здоровья» инструктора по физической культуре Сундуковой М.В.
Цель:
- диссимиляция использования метода игрового стретчинга для коррекции и формированию правильной осанки
Задачи:
- формировать технику правильного выполнения упражнений игрового стретчинга
- развивать чувство ритма, мышечной силы, гибкости
- обучать правилам формирования и сохранения правильной осанки
- совершенствовать выполнение упражнений с использованием нестандартного оборудования.
Ход НОД:
Вводная часть:
Организованный вход детей в спортивный зал.
(Инструктор по физической культуре входит в зал с телеграммой)
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Инструктор по физической культуре: Ребята, я сегодня получила телеграмму от космических человечков из планеты «Здоровья». В ней они рассказывают, что звезды перестали выполнять физические работы, физические упражнения. А главное, они не следили за своей осанкой и теперь они сгорбились и у них заболели спины и они погасли. Космические человечки просят помочь им, вылечить звезды. Для этого мы должны отправиться на планету «Здоровья», чтобы показать и научить звездочек, какие выполнять физические упражнения для укрепления мышц спины. То есть, научить следить за своей осанкой. Вы готовы отправиться со мной на помощь? Для этого нам нужно превратимся в звезды, и отправиться на планету «Здоровья». Произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в звездочек превратись!». Ну что начнем наше путешествие! (дети проходят к коврикам и ложатся на них).
А чтобы наше путешествие было интересным, я расскажу вам интересную сказку.
ОРУ.
Ночь, звезды просыпаются, глазки открывают, потягиваются.
Упр. № 1 «Пробуждение»
Просыпаются звёзды и потягиваются, что-то бормоча себе под нос.
И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища, тянемся за руками вверх (делаем вдох), возвращаем руки в и.п. и на выдохе произносим звук и-и-и-и протяжный.
Стали звёздочки искать своих друзей.
Упр. №2 «Ищем звёздочек».
И.п. лежа на животе, опираясь на ладонь, прогибаемся в спине, возвращаемся в и. п., протяжно произносим звук э-э-э.
Вдруг подул ветер в небе.
Упр. № 3 «Дует ветер»
И. п. сидя, руки в упоре за спиной. Одновременно разводить ноги в стороны. Затем вернуться в и. п. протяжно произносим звук у-у-у.
Подул ветерок и нашим звездам стало холодно, стали звёздочки греться.
Упр. № 4 «Греемся»
И. п. сидя, руки в упоре за спиной, тянемся руками к носкам ног и возвращаемся в и. п. – произносим протяжно а-а-а.
Согрелись звездочки, и захотелось им немного пошалить.
Упр. № 5 «Маленькие шалости»
И. п. лежа на спине, сгруппировавшись, руками подтянуть колени к груди. Раскачиваться на спине вперед – назад.
Сидят звездочки и думают, спинки мы размяли, а про пальчики забыли, надо и пальчики размять.
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Твоя ладошка»
ОВД: Посмотрите звездочки, сколько здесь метеоритных камней, нужно привести нашу планету в порядок.
Упр. №1 «Сбор метеоритных камней»
Ползание на средних четвереньках с мешочком песка на спине.
А какой красивый млечный путь, прокатимся по нему.
Упр. №2 «млечный путь»
Ползание по гимнастической скамейке на животе.
И попали звездочки в долину разноцветных планет и решили, сними поиграть.
Упражнения с фитболом.
- упр. «Любуются звезды планетами»: и.п. сидя поднять мяч вверх, потянуться в спине вверх, вернуться в и. п.
- упр. «Катают звезды планеты»: и.п. сидя прокатить мяч вперёд на вытянутые руки и вернуться в и.п.
- упр. «Прокатим планеты вверх и вниз, как на качелях»: и.п. лежа на спине, зажать мяч между ступнями, поднять мяч ногами вверх, вернуться в и.п.
- упр. «Построим мост»: и.п. лежа на спине, ноги, на мяче, поднимаем ягодицы, упираясь пятками в мяч и возвращаемся в и. п.
- упр. «Полежим на своих планетах»: и.п. лежа на мяче, на животе покачаться вперёд-назад.
- упр.: и.п. лежа на мяче, на животе пройти руками вперёд-назад.
И решили звездочки немного покататься на своих планетах.
П./И. «Разноцветные планеты» (в игре используются коврики на один меньше, чем детей)
Дети прыгают на фитболах по залу под музыку, музыка остановилась, занимают место на коврике, тот, кто не успел, выходит из игры.
Итог занятия.
Инструктор по физической культуре: Итак, наше путешествие космическое подошло к концу, пора возвращаться домой, и опять превращаться в воспитанников детского сада. Произнесем волшебные слова: «Вокруг себя обернись и в детишек превратись!».
Инструктор по физической культуре: Вот и закончилось наше путешествие по планете «Здоровья». Понравилось ли вам наше путешествие?
Дети: Ответы.
Инструктор по физической культуре: Чем понравилось путешествие?
Дети: ответы.
Инструктор по физической культуре: А для чего мы выполняли все эти упражнения?
Дети: ответы.
Инструктор по физической культуре: А теперь ребята давайте посмотрим на звездочек, помогло им наше путешествие, поняли они какие необходимо выполнять упражнения, чтобы спина не болела и была прямой.
(прожектор загорается и звезды светятся).
Инструктор по физической культуре: посмотрите звезды засветились, значит, они больше не болеют. И теперь они знают, какие нужно выполнять упражнения для ровной спины.
Организованный выход детей из зала.
|