Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ

Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ

Проблема нравственного развития всегда остаётся актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались (А. Запороженцев, Д.Эльконин, В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Высотина, Н.Е. Ковалёв, Б.Ф.Райский, А. В. Бабаян и др.) Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «Результаты нравственного воспитания», другие – «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения чинности в деятельности и поведении». Третьи — интериоризацию индивидом основных, культурных правил социального действия.

 

Нравственное воспитание — одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. Формирование этих нравственных качеств, длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «Так нельзя» «Так нужно». Нравственное формирование личности дошкольников требует соблюдения, определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения

Нравственное развитие детей с ОВЗ отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, требованиями.

Нравственное развитие ребёнка связанно с выполнением разнообразных обязанностей и поручений, что создаёт благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребёнок сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований, правил, норм, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками.

В аспекте изучаемой проблемы, наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития. С самого рождения эти дети имеют, длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребёнка от окружающего мира и в последствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Таким образом, нравственное развитие детей с ОВЗ с задержкой психического развития не соответствует дошкольному возрасту, и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуаций, размытость нравственных норм, видение окружающих сверстников, как людей способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. В силу ослабленного психического и эмоционального — волевого развития (инфантилизма), независимости процессов самоконтроля, саморегуляции, а так же несбалансированности процессов возбуждения и торможения, дети с задержкой психического развития, как правило прибегают, к более доступным девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство).

Список использованной литературы:

  1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ – начала ХХ вв. Монография. — Ставрополь: СКСИ — Пятигорск: РИА — КМВ, 2006. — 216 c.
  2. Ларианова С.В. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогика. Психология. Вестник КГУ им. А. Некрасова. — 2010. — №3. — С. 238 — 242.
  3. Нравственные проблемы развития личности / под ред. А.И. Титаренко. — М.: «Просвещение», 2007. — 335 с.
  4. Приступа Е.. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2015. — 160 с.
Просмотров: 333
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Абликеева А. Ф.. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Рулинская Татьяна Сергеевна. «Культура общения – необходимое условие нравственного развития личности»
  • Абраменкова Ирина Алексеевна. Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Верещагина Ольга Дмитриевна. Совместная работа с родителями, в целях нравственного воспитания дошкольников средней группы
  • Редактор. Программа нравственного воспитания дошкольников
  • Горовенко Анжелика Германовна. Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
  • Игумнова Надежда Владимировна. Семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников.
  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Алла Елисеева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Демянко Татьяна Вячеславовна. Формирование гуманности как стержневая задача нравственного воспитания современного дошкольника.
  • Дорогина Альбина Сергеевна. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Климанова Вера Владимировна. Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души»
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Кобзева Татьяна Викторовна Чернышева Наталья Владимировна. ПРОЕКТ духовно-нравственного воспитания «ЮНЫЕ СПЕЦНАЗОВЦЫ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь