(по духовно-нравственному воспитанию)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад, Московская область, Сергиево-Посадский район, рп Богородское,
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Гришанина И.А. рп. Богородское 2017г.
Цель. Формирование нравственных ценностей, принятых в обществе.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с основными событиями жития преподобного Сергия Радонежского.
Формировать у детей такие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, способность помочь, разделить чужую радость и беду, через ознакомление детей с художественной литературой.
Развивать у детей речь. Учить высказывать собственное мнение, свое отношение к окружающему их, использовать в ответах разные формы предложений.
Развивать логическое мышление, память, воображение.
Предварительная работа.
Знакомила детей с русскими народными сказками, авторскими сказками, произведениями из книги «Добрый мир» №2, Т.А. Шорыгиной, Е. Благининой… Рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию, учились оценивать поступки персонажей. Разыгрывали мини-сценки по сказкам. Разучили с детьми пословицы и поговорки о доброте, объясняли их значение. Беседовали о добре и зле, отзывчивости и зависти, щедрости и жадности, трудолюбии и лени; о том, как дети помогают родителям, друзьям, какие добрые поступки они делают. Играли в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», в сюжетные игры, дидактические- «Что хорошо, а что плохо». В продуктивной деятельности дети выражали свои впечатления о сказках в рисунках, поделках.
Ход образовательной деятельности «Лети, лети, лепесток…»
Организационный момент.
Вход детей под музыку.
В-ль. – Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте их поприветствуем.
Дети. Доброе утро.
Приветствие.
«Доброе утро» -тебе сказали, «Доброе утро» — ответил ты, Как две ниточки связали: Теплоты и доброты.
Слайд «Книга сказок закрыта»
- Ребята, вы любите сказки?
Дети. — Любим.
В-ль. –Я тоже их люблю. Я предлагаю сегодня отправится в путешествие по страницам сказок. Ребята, присаживайтесь на стульчики.
В мире много сказок Добрых и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них.
Слайд «Книга открывается» с музыкой.
В-ль. — Почему дети любят сказки?
Дети. – В сказках происходят чудеса, волшебство. В сказках животные и птицы разговаривают человеческим голосом. Я люблю слушать сказку на ночь.
В-ль. – Ребята, чему учит сказка?
Дети. –Сказка учит нас доброте, взаимовыручке. Сказка учит нас как надо правильно поступать. Сказка учит мудрости.
В-ль. – Сказка учит мудрости, предостерегает от ошибок, учит преодолевать трудности.
В-ль. –В сказках кроме положительных героев живут и отрицательные. Назовите их.
Дети. – Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха, ведьма, старуха Шапокляк.
В-ль. — В сказках добро борется со злом и всегда побеждает добро.
- Ребята, вы знаете много сказок и я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку». Давайте посмотрим на экран и вспомним сказки.
Слайды- иллюстрации к сказкам.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый».
В-ль. – Назовите сказку, где животные сообща, все вместе справились с трудностями.
Дети. – Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
Слайд. Иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
В-ль. – Как звали героиню сказки, которая была доброй, трудолюбивой, заботливой, любила свою коровушку.
Дети. – Это Крошечка-Хаврошечка.
В-ль. – Ребята вспомните названия сказок, где герои, совершая добрые поступки выручали других из беды.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».
Дети. – В сказке «Царевна-лягушка» Иван Царевич спас Василису Премудрую от Кащея Бессмертного.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
Дети. – В сказке «Гуси-лебеди» девочка спасла своего братца от Б.Я.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка».
Дети. — В сказке «Заюшкина избушка» петушок прогнал лису и помог зайчику вернуться в свой дом.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Палочка-выручалочка».
Дети. – В сказке «Палочка- выручалочка» ежик помогал своим друзьям справляться с трудностями.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Три поросенка».
Дети. – В сказке «Три поросенка» братец Наф- Наф помог братьям спастись от злого волка.
В-ль. – Ребята, как вы думаете, почему эти герои помогали другим, выручали из беды, спасали?
Дети. – У них доброе сердце, они добрые, храбрые, смелые, отзывчивые, умные.
Воспитатель читает стихотворение.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого то, беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда.
В-ль. – Ребята, мы с вами отправляемся дальше.
Музыкальная физ. минутка «Мы каждый день идем по жизни, веря в чудеса».
Дети садятся на стульчики.
В-ль. – Ребята, послушайте отрывок из сказки и вспомните ее название. (Воспитатель читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева.)
«Сорвала бабушка с клумбы и подарила Жене очень красивый цветок вроде ромашки.
У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый и розовый. Это цветок не простой, он волшебный. Он может исполнить все, что ты захочешь».
В-ль. – Ребята, как называется эта сказка?
Дети. – Сказка называется «Цветик-семицветик».
2 слайда. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (Женя с волшебным цветком. Портрет В. Катаева)
В-ль. – Вспомните автора этой сказки.
Дети. – Автор Валентин Катаев.
В-ль. – Кто главный герой в этой сказке?
2 слайда. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» «Женя идет с баранками», «Бабушка дает волшебный цветок Жене».
В-ль. – Расскажите, как появился у Жени цветик-семицветик.
Рассказ ребенка. — Женя пошла в магазин за баранками, купила баранки. По дороге домой она шла, смотрела по сторонам, зевала, ворон считала. Собака подбежала и съела все баранки. Девочка побежала за собакой и заблудилась. Она встретила бабушку, которая дала Жене волшебный цветок.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (волшебный цветок)
В-ль. – Скажите, ребята, что было волшебного в этом цветке?
Дети. – Цветик-семицветик мог исполнить любое желание.
В-ль. – Давайте вспомним, какие волшебные слова говорила Женя, когда отрывала лепесток, чтобы загадать желание.
Музыкальная физ. минутка «Лети, лети, лепесток…»
Лети, лети, лепесток (правая рука вперед, левая — назад- чередование)
Через запад на восток, (пр. руку отвести в сторону, лев. руку- в др. сторону)
Через север, через юг, (правую руку поднять вверх, лев. руку – вверх)
Возвращайся сделав круг, (кружимся на носочках)
Лишь коснешься ты земли, (приседаем, руки плавно опуститьвниз)
Быть по -моемувели. (руки поднять вверх и чуть в стороны, кружение на носках)
Дети садятся на стульчики.
Слайд. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (Витя и Женя).
В-ль. – Ребята, как вы думаете, о чем мечтал мальчик Витя?
Дети. – Витя хотел выздороветь. Он хотел играть с детьми, бегать, прыгать.
В-ль. – Женя, загадала много желаний. Какие желания загадывала Женя. (ответы детей)
- Ребята, какое желание было самым важным, самым нужным?
Дети. – Девочка загадала, чтобы Витя был здоров.
В-ль. – Почему Женя загадала такое желание?
Дети. – Девочке было жалко Витю. Женя хотела ему помочь.
В-ль. – Женя сделала добро для Вити, и мальчик выздоровел.
- Ребята, как вы понимаете слово добро? (Что же такое добро?)
Дети. – Добро – это когда помогаешь маме, бабушке, не обижаешь маленьких, слушаешься родителей, помогаешь друзьям. Добро – это когда люди делают добрые дела, добрые поступки, выручают из беды.
В-ль. – Добро – это то, чего все желают. Тот, кто делает добро другим, сам получает радость.
В-ль. — Ребята, послушайте стихотворение «Добро», которое нам расскажет…
Ребенок читает стихотворение.
Как бы жизнь не летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей.
Слайды: «Сергий Радонежский», «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», «Медведь приходит к святому» художник Т.В. Киселева.
Ребята, посмотрите внимательно на страницы нашей книги.
Рассказ воспитателя. – Было это очень давно. Не далеко от Москвы, там, где сейчас расположен город Сергиев Посад, жил в Троицком монастыре Сергий Радонежский. Он любил своих родителей, любил землю русскую. Много трудился, никогда не ленился, не боялся даже самой трудной работы. Вокруг были дремучие леса. Однажды пришел к его жилищу голодный медведь. Сжалился над ним Сергий Радонежский и оставил медведю кусочек хлеба на пне. Медведь стал приходить каждый день за едой. Сергий Радонежский всегда оставлял для него хлеб. И даже тогда, когда у него оставался лишь один кусочек хлеба он делил его на две части, чтобы одну часть оставить себе, а другую отдать этому медведю. Любил Сергий Радонежский природу и животных, помогал людям. Был почитаемым, добрым человеком и призывал всех жить дружно.
В-ль. – В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете?
Дети. – Надо помогать маме, бабушке, маленьким, друзьям, животным, надо жить и трудиться.
В-ль. – Ребята, какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Дети. – «За добрые дела всегда похвала».
В-ль. – Как вы понимаете эту пословицу?
Дети. – Когда ты делаешь хорошее, тебя хвалят, говорят спасибо.
- «Добрый человек не помнит зла» (добрый человек все плохое забывает, а помнит только хорошее).
- «Доброе дело два века живет», «Добро не горит и не тонет» (о добрых людях, добрых делах долго помнят).
- «Живи добрее будешь всем милее» (доброго человека любят).
- «Доброму человеку – что день, то и праздник» (добрый человек всегда хочет помогать).
В-ль. – Ребята, вы правильно сказали люди помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела.
- Есть такая поговорка «Доброму человеку и чужаяболезнь к сердцу». Это означает, что добрые люди отзывчивы, сопереживают другим людям, стремятся помочь чем могут. Недаром говорят: «Спешите делать добро».
В-ль. – Посмотрите какое у меня солнышко ласковое. Я предлагаю с ним поиграть. Вы будете называть добрые дела, которыми радуете своих родных, друзей и близких.
Слайд «Солнышко».
Ребята, становитесь в круг. Игра с солнышком «Добрые дела».
Дети передают друг другу солнышко. Предполагаемые ответы детей: я делюсь игрушками, я помогаю бабушке лепить пироги, я помогаю убирать посуду со стола, после игры я убираю игрушки, мы с мамой сделали кормушку для птиц, я помогаю маме мыть посуду, я забочусь о маленькой сестренке, я поливаю цветы, я подкармливаю птиц …
В-ль. – Молодцы, ребята, как много добрых дел вы назвали.
- Ребята, вы помните в сказке говорилось, что последний розовый лепесток, который девочка потратила не зря, сделав круг вернулся к бабушке и она с ребятами вырастила новый цветик-семицветик, чтобы дети могли делать добрые дела.
Воспитатель показывает цветок. – Посмотрите, этот волшебный цветок дети передали вам, чтобы вы могли загадать свои самые заветные, добрые желания
Слайды: «Семья», «Друзья», «Животные», «Богородское», «Просторы России».
для своих родных или друзей, а может быть для вашего любимого питомца, для нашего поселка или большой страны.
Игра «Мое заветное желание».
В-ль. – Ребята, становитесь в круг. Дети загадывают желание и передают цветик-семицветик по кругу.
Предполагаемые ответы детей: — я желаю, чтобы моя мама была здорова; я хочу, чтобы у всех детей были мама и папа; я хочу, чтобы люди берегли природу; я желаю, чтобы моя бабушка не болела; я хочу, чтобы мне купили собаку; я хочу, чтобы у всех детей была семья; я хочу, чтобы мы не ссорились с подружкой; я желаю, чтобы все люди были добрыми; я хочу, чтобы у нас дома жила кошка; я хочу, чтобы в нашем поселке люди сажали много деревьев; я хочу, чтобы наша страна была сильная; я хочу, чтобы все люди жили дружно; я хочу, чтобы не было войны…
В-ль. – Я желаю, чтобы все и дети, и взрослые были здоровы и никогда не болели, а те, кто сейчас болеют- обязательно бы выздоровели. Пусть все желания, которые мы загадали исполнятся. Ведь мы пожелали всем: здоровья, мира и добра.
В-ль. – Ребята, пусть этот волшебный цветок снова вернется в сказку, чтобы он помогал всем, кому требуется помощь.
Слайд «Цветик-семицветик улетает».
Слайд «Дети трудятся».
В-ль. — Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы говорили о доброте.
- Ребята, что же можно сказать о всех добрых людях, какие они?
Дети. – Добрый человек он трудолюбивый, заботливый, вежливый, ласковый, щедрый, делится игрушками, помогает людям, спешит на помощь…
В-ль. –Ребята, мне понравились ваши размышления о добре и то, что вы уже сейчас делаете добрые дела и совершаете добрые поступки. Вы, ребята, молодцы.
В-ль. – Приноси добро другим и люди принесут тебе добро и любовь!
Слайд «Книга закрывается».
В-ль. – Уважаемые гости, на память о нашем путешествии примите эти подарки, которые для вас с любовью сделали дети своими руками.
Звучит песня «Дорога добра».
Дети дарят гостям подарки.
Организационный момент. Давайте попрощаемся с гостями и скажем…
Дети. До свидания.
Дети выходят из зала.
|