«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский.
Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. А ведь правильное и, главное, своевременное овладение родным словом - обязательный фактор для полноценного развития, последующего "взрослого" общения и подлинного успеха в обучении.
Казалось бы, в век компьютеризации проблем с грамотностью и лексическим запасом быть не должно, однако специалисты все чаще отмечают у наших детей примитивность фраз, а также бедность образного мышления, логики. У дошкольников, целые дни, просматривающих TV и бездумно нажимающих кнопки клавиатур и пультов, нет необходимости выдумывать и размышлять. Поэтому, так ценно знать о том, как им помочь, чем занять и чему учить.
Что знаем мы о пальчиковых играх?
То, что мозг и мелкая моторика имеют взаимосвязь, первыми заметили китайцы еще во 2 веке до н.э. Они доказали, что ритмичные движения и упражнения руками, быстрее пробуждают речевые центры малыша, учат их четче мыслить и говорить.
Наши предки также активно использовали пальчиковую гимнастику, достаточно вспомнить «Сороку-ворону» или «Ладушки».
Когда можно начинать игры с пальчиками?
Многих интересует, когда занятия максимально эффективны?
Уже с полугода полезно массировать кисти рук и пальчики ребят. А с десяти месяцев им доступны более активные движения с достаточной амплитудой.
Интересно, что грудникам по вкусу легкие прикосновения и ласковый, доброжелательный тон, тогда как трех-пятилеткам уже важны выразительность и, конечно, мимика взрослых, улавливание ритма потешек и повторение слов.
Фаза с 1.5 до 3 лет – подходящая для разучивания небольших стишков, дающих новые знания: названия пальцев или частей тела, элементарный счет, ориентировка и др.
В 3 – 6 лет целесообразнее закреплять уже освоенные игры, по капле усложняя их, ведь моторика полностью сформирована. Здесь можно учить мальчишек и девчонок завязыванию узелков, раскрашиванию, нанизыванию бусин и др. А дошкольникам постарше импонируют рисование или бисероплетение.
Полезна ли пальчиковая гимнастика?
Пальчиковые упражнения делают словарь богаче, формируют безупречное произношение с соблюдением речевых пауз, нормализуют темп и нейтрализуют монотонность речи, а если тексты не проговаривать, а напевать, малыш развивает музыкальность.
С помощью незатейливых стихов легко снять психическое напряжение, наладить тесный контакт между родителем и крохой. Гимнастика переключит внимание непоседы во время капризов, что придется весьма кстати, например, в общественном транспорте.
Хотите развить у ребенка умение созидать и фантазировать? Лучшего способа, чем занятия пальчиковыми играми не найти, ведь ручки могут «рассказать» любую историю, а трехлетние дети обожают играть еще и бумажными колпачками-куколками.
Несколько правил пальчиковых упражнений
Как и любая игра, занятия с пальчиками требуют соблюдения некоторых правил.
- Стартовать лучше всего с мини-разминки, чтобы "настроить" детские ручки и подготовить их к дальнейшим действиям. Используйте игрушки-пищалки или подготовьте несложный сценарий: «пальчики наверху – значит солнышко высоко», или, наоборот, «пальчики вниз – дождик капает», «красим забор – двигаем кистями рук вверх-вниз» или «солим суп» и т.д.
- Познакомьте кроху со стихотворением заранее, а, если в тексте есть незнакомые персонажи, следует описать их.
- Сначала покажите одно из движений, а после манипулируйте детскими пальчиками. На следующем этапе участники действуют синхронно.
- К проведению занятий следует подготовиться, чтобы впоследствии не отвлекаться: подберите необходимый реквизит, выучите стихи-потешки.
- Находите тексты с учетом возраста дошкольника, не нужно ставить неподъемных задач, достаточно уделять гимнастике пять – восемь минут в день.
- Выбрав пару игр, систематически заменяйте их.
И помните, занятия должны радовать обе стороны, хвалите малыша за достигнутые успехи и тогда волшебство пальчиковых игр непринужденно и легко разовьет ваше чадо.
|