Васильева Н.В.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. "Рука – это инструмент всех инструментов"- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", — писал Кант. И эти выводы не случайны.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известные всем «Сорока-белобока…», «Ладушки», «Идет коза рогатая». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи детей. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Поэтому, стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
- Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
- В результате усвоения всех упражнений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
- Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Какие задачи решаю я при развитии мелкой моторики рук ребёнка?
- Стимулирую развитие речи у детей раннего возраста.
- Стимулирую развитие речи у детей с речевыми нарушениями.
- Подготавливаю руки к письму у детей дошкольного возраста.
В своей работе я использую следующие группы пальчиковых игр.
I группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
- учат напрягать и расслаблять мышцы
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
- учат переключатся с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев – условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев- динамические.
- развивают точную координацию движений
- учат сгибать и разгибать пальцы рук
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры очень разнообразны по своему содержанию в работе я использую следующие виды:
Игры – манипуляции. К ним можно отнести такие игры как: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Моя семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» и др. — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые игры: «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.
Пальчиковые кинезиологические упражнения, такие как: «Кулак – ладонь — ребро», «Ухо — нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.
Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»
Для более эффективного самомассажа кисти рук использую грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
«Театр в руке»: «Осьминожки», «Бабочка», «Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.
Данный вид упражнений позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения.
Я начиная работу по тренировке пальцев рук с двух лет, активно используя более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учила играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.
Вкладывала между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Сжимали в руке два предмета и перекатывали их без помощи другой руки.
С 3-х лет усовершенствовала технику уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко использую игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
При выполнении пальчиковой гимнастики использую следующие рекомендации.
- Во время пальчиковых игр садимся друг против друга, так, чтобы моё лицо и ребенка были на одной высоте, чтобы хорошо видеть друг друга.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все пальчиковые игры провожу тремя способами:
- сама выполняю движения – ребенок смотрит;
- я выполняю движения руками ребенка;
- ребенок выполняет движения своими руками.
- Все упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно демонстрирую собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений, по возможности, вовлекаю все пальцы руки.
- Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даю спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказываю помощь.
- Игры провожу ежедневно около 5 минут.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми.
- Чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
|