Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.
Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.
Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как:
Колыбельные песни:
* Ай, бай, бай, бай, не ходи, старик Бабай Коням сена не давай. Кони сено не едят, Все на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам, и растет по часам. Ай, бай, бай, бай, не ходи ты к нам, Бабай!
Потешки:
Идет коза рогатая, по боку дратая, Кто молочко не пьет, того рогом бьет – пыр, пыр, пыр!
Пестушки:
Тяги, тяги, потягушеньки, на Катю порастушеньки! Расти, доченька, здоровая, как яблонька садовая!
Прибаутки:
А качи, качи, качи, пекла баба калачи. Калачики, калачи, хороши и горячи.
Калачи, калачи, как огонь, горячи. Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим!
Для более старшего возраста:
Приговорки:
Божия коровушка, Полети на небушко! Если хочешь, так лети, а не хочешь, так сиди!
Дразнилки:
Ябеда соленая, на горшке вареная, Шишками обитая, чтоб не была сердитая! Жадина-говядина, турецкий барабан! Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!
Считалки:
Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала. Оказалась впереди, кто не верит – выходи.
Заклички:
Дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей! На людей по ложке, на меня по крошке,
А на Бабу Ягу лей по целому ведру.
Загадки:
Выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает! Лягушка
Скороговорки:
Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёнывал!
А также пословицы и поговорки.
Кроме этого, начиная с младшего возраста используются такие фольклорные формы как детские игры,
Например:
игра «Цапки»
«На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы! Цап!»
А также сказки, начиная с «Репки» и «Колобка».
Далее идут песни и хороводы.
Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, т.к. они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов.
В первой младшей группе появляются разные формы организации музыкальной деятельности, музыка звучит не только на занятиях, она включается в самостоятельные игры, развлечения. Для того, чтобы занятия и развлечения были более яркими, красочными, интересными мы используем народные пляски, песни, потешки, сказки, тем самым доказывая и подчеркивая нужность и незаменимость фольклора для младших дошкольников.
Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов.
Начинается все с колыбельных песен, пестушек, потешек, которые вводят малыша в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-воровка кашу варила…» — это к тому же наилучший способ координации движений, пальчиковой гимнастики детская аэробика. При этом, музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания взрослому, педагогу.
Ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях с ритмом слова, музыки является первоначальной предпосылкой развития музыкально-ритмических движений. Опять же на ритме, не поэтическом слове основаны скороговорки для старшего возраста, которые способствуют развитию речи, устранению ее недостатков, вот вам народная логопедия.
Следующей ступенью народного художественного воспитания являются детские игры, песни, хороводы. Это первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре, которые начинаются с первых же незамысловатых сюжетов сказок о животных и продолжаются в более старшем возрасте – в бытовых, сатирических и волшебных сказках.
При этом, фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей, когда, воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. А для самых маленьких, сказки – это художественный способ познания окружающего мира.
Таким образом, фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.
|