Цель. Знакомство с народным промыслом — филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
Образовательные задачи:
- расширять представление о ремесле игрушечных дел мастеров
- учить раскрашивать готовые шаблоны элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
Развивающие:
- развивать у детей чувство цвета, формы
- развивать воображение и творчество.
Воспоспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину
- дать возможность детям чувствовать себя народными мастерами.
Выполнение задания. Дети осваивают простейшие элементы филимоновской росписи: перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки.
Материал: игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, солдат и барыня), шаблоны из картона, гуашевые краски желтого, зеленого и красного цвета, кисти, банки с водой, мягкие салфетки для снятия лишней краски с кисти.
Зрительный ряд: филимоновские игрушки, их изображение, фотографии с изображением народных мастеров — умельцев за работой.
Литературный ряд: устно-поэтический фольклор.
Музыкальный ряд: русская народная музыка "Барыня".
Предварительная работа:
- рассматривание филимоновских игрушек
- беседа о народных промыслах
- рассматривание альбома "Филимоновские игрушки- свистульки"
- чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках
- роспись шаблонов игрушек.
Ход НОД.
На столе лежит большая, яркая коробка.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая красивая коробка. Интересно, что же там лежит? И чья эта коробка? (достают из коробки филимоновские игрушки) Ах, какие красивые игрушки! Но кто же их у нас оставил?!
Стук в дверь. Заходит дед Филимон.
Дед: Ребята, вы не видели мою коробочку? Потерял.... А она мне очень дорога!
Ответы детей.
Воспитатель: Да, да, вот она.
Дед: Спасибо большое! Ребята, а вы знаете, что это за игрушки? Посмотрите какие они красивые! (Демонстрация филимоновских игрушек)
Ответы детей.
Дед: Садитесь поудобнее и я вам расскажу историю создания этих игрушек.
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато. серебро.
Филимоновской игрушкой Называется оно.
Да, ребята, игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел. В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки".
Местная глина особенная: вязкая. жирная. пластичная. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу. Застывая, игрушки обжигают в печи. После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводять красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальнами пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка".
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошодях; из животных- корвы, бараны, медведи, лошадки; из птиц- куры, петухи и многое другое. В отличие от других народных игрушек все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры.
И в наше время филимоновские игрушки пользуются спросом. А изготавливают эти игрушки филимоновские мастера. Вот некоторые из них. (Показ фото мастеров).
А сейчас я предлагаю превратится филимоновских мастеров. Попробуем?
Ответы детей.
Закройте глазки.
1-2-3 ребят в мастеров преврати.
Открывайте глаза мастера.
Перед началом работы, мы с вами, разомнемся.
Физминутка.
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. То на стенку посмотрели, То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, А потом наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь на место сели.
Воспитатель: А теперь, ребята, я вас приглашаю в творческую мастерскую.
Самостоятельное выполнение работы детей под русскую музыку "Барыня".
После окончания работы:
1-2-3 мастеров в ребят преврати.
Рассматривание работ, подведение итогов.
-Что нового узнали сегодня? Как называются игрушки? Из чего их лепят? Какие цвета используют мастерицы?
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек для наших родителей. Спасибо всем!
|