Бобер Виктория Степановна Омский Государственный Педагогический Университет Центр магистерской подготовки, магистрант 2 курса. г.Омск, Российская Федерация
Дошкольное детство занимает особое место в жизни ребенка. В этот период значительно расширяется круг самостоятельных действий детей, открываются новые возможности в познании мира.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В данное время центральным в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.А. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной [1, 18 с.].
Скачать конспект
И.С. Кон приводит такие данные: «у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На мой взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении мальчиков к техническому творчеству» [1, 20 с.].
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно — методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении; в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений [2, 13 с.].
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Весь процесс воспитания в детском саду мы организуем так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностное развитию ребенка. Поэтому в детском саду целенаправленно создается атмосфера, направленная на формирование 5 нравственных чувств и качеств особое значение [3, 34 с.].
Ознакомление с трудом помощника воспитателя, дворника, прачки, повара, шофера, продавца, почтальона, дает возможность воспитателю облегчить контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми. Экскурсия на кухню помогает детям лучше узнать о разнообразии трудовых процессов по обработке разных продуктов, прежде чем готовое блюдо будет подано к обеду. При организации данного процесса учитываются так же интересы как мальчиков, так и девочек, обучение трудовым навыкам детей происходит с учетом гендерных различий.
Планируя деятельность детей и взрослых в течение дня, воспитатель должен выделить требования к развитию личностных качеств ребенка через трудовую деятельность:
- Планированию ежедневно подлежит трудовая деятельность всей группы детей с учетом гендерной социализации (фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, совместный труд взрослых и детей).
- Планируется труд ежедневно, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных в уголке природы, по подготовке к образовательной деятельности, по столовой, а также ручной и самообслуживаний труд и поручения по гендерной принадлежности).
- Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневных или вечерних прогулок.
- Еженедельно планируется образовательная трудовая деятельность детей (образовательная деятельность носит интегрированный характер, поэтому воспитание трудовых навыков может сочетаться с любой другой образовательной деятельностью) [4, 12 с.].
Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом.
Таким образом, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Список использованной литературы:
- Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. – 70 с.
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Васильевой М.А., М, 1984. – 100 с.
- Буре Р.С. «Воспитатние дошкольника в труде», изд. «Просвещение», М., 2011. – 87 с.
- Воспитание дошкольника в труде под ред. Нечаевой В.Г., М., 2010. – 112 с.
|