Орлова Любовь Владимировна учитель-логопед, канд. псих. наук ГБОУ Школа 814 КДО 863, Москва
Коррекционно-образовательная цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности».
Коррекционно-развивающие цели: развитие творческого воображения с помощью художественно-продуктивной деятельности; снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество; развитие уверенности в себе; развитие способов коммуникации; тренировка в умении сосредотачиваться.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
Образовательные области: «Познание», Коммуникация», «Творчество».
1. Мысленное погружение в тему
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие – в сказочную страну. Возьмемся за руки (дети стоят в кругу) и представим, что мы летим на нежном, пушистом облаке (звучит спокойная музыка). Держитесь за руки, чтобы не упасть с облака (имитация полета). Представим, как дует теплый ветер и обдувает нам лицо, шею. И вот мы приземляемся в сказочной стране — Портфелии. Эта страна не простая. В страну Портфелию попадают только те ребята, которые знают, что нужно положить в портфель.
2. Беседа
Зимою книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
(Педагог наглядно показывает детям портфель).
- А, кто живет в портфеле?
- Отгадайте загадку:
Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут (достает из портфеля букварь).
Его учебником зовут.
Учебник – самый главный, так как он учит нас грамоте, чтению. Это самая главная книга, самая первая книга в жизни первоклассника и называется эта книга «Букварь». Относитесь к этой книге с уважением и заботой: не мните страницы, не рисуйте в нем и пользуйтесь закладкой (показывает детям).
Я — нарядная закладка.
Я нужна вам для порядка.
- Кто там у меня шуршит в портфеле (слышится шуршание тетрадных листов).
Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
- Что нам еще понадобится в школе? Какие принадлежности?
Достает из портфеля альбом для рисования.
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
- А, чем мы рисуем в альбоме? Пишем в тетрадях?
Достает из портфеля пенал с карандашами и ручками.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
Школьник пишет и растет,
Карандаш — наоборот.
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Пенал хранит ручки и карандаши, он нам служит для того, чтобы не искать их по «углам» портфеля.
- А, это дневник (достает из портфеля дневник).
В дневнике заданья на дом,
И стоят отметки рядом.
- А, это линейка, она вам понадобится для того, чтобы измерять длину.
Я — линейка.
Прямота –
Главная моя черта.
- А, это циркуль, он вам понадобится в старших классах на уроках черчения.
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
- Вот основные предметы, которые вам будет нужно носить в портфеле.
3. «Образ и пластика» (мимическая разминка)
Скоро в школу
Скоро в школу мы пойдем
Дети выполняют ходьбу на месте.
И портфель с собой возьмем.
Руки поднять вверх, локти развести в стороны, кончики пальцев рук соприкасаются. Развести руки в стороны и опустить, ладони повернуть друг к другу и поставить вертикально. Затем опять развести локти в стороны, ладони двигаются навстречу друг другу до соприкосновения кончиками пальцев. Получается квадрат, изображенный в воздухе с помощью обеих рук.
Книжки, ручку, карандаш
Поочередно прикасаться к подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Мы в портфель положим наш.
Округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга. Соединяют и разъединяют пальцы, соединяют их в «замок».
Будем мы читать, писать
Хлопают в ладоши.
И учиться все на «пять»!
Показывают пять пальцев.
4. Проработка темы
(Сказка «Страна Портфелия») – автор Орлова Л [3]
А, теперь, послушайте сказку про страну Портфелию.
Страна Портфелия очень красивая. Там все аккуратно, все расположено по полочкам. У каждого сказочного персонажа свой уголок, свой домик.
Самый главный, король страны Портфелии – Букварь.
Он важно ходит, выпрямив голову. Все знает, всех учит, дает указания (приказы).
Спутница Букваря – учительница Пропись. Она всюду следует за Букварем. Знакомит народ данной страны с буквами, помогает буквы образовывать в слоги, а слоги в слова. Она обучает детей и взрослых, объясняет новый материал, а затем проверяет выполнение домашнего задания, проводит контрольные работы. Если ученики хорошо знают предмет, Пропись ставит им «пятерки», а если не знают, или не выполняют задание, тогда Пропись ставит им «двойки» и «тройки». Поэтому ученики стараются исправить свои плохие отметки. Во дворце есть писарь Закладка. Он всегда следует за королем Букварем и записывает приказы.
Дворец охраняют солдаты. Все ребята молодцы, бравые Цветные Карандаши. Все они как две капли похожи друг на друга. Одно лишь различие, они разного цвета. Их поэтому и называют цветные карандаши. Самый главный, начальник над всеми карандашами, простой Карандаш. Он дает указания всем цветным карандашам, строит их в ряд, отдает распоряжения. Солдаты слушаются и выполняют все его указания. Синий Карандаш рисует и раскрашивает небо, воду. Красный Карандаш участвует в рисовании цветов и других предметов. Зеленый Карандаш помогает в рисовании травы, листвы. Желтый Карандаш радуется, как маленький, потому что рисует предметы желтого цвета: солнце, колоски, песок. Все солдаты-карандаши живут в казарме (пенал), помогают друг другу, и служат своему народу и государству. Солдаты все делают по-порядку: утром раньше всех встают, делают зарядку, чистят зубы, кушают и бегут маршировать перед казармой. Когда солдаты-карандаши выступают на параде, то ходят колонной или коробкой. Шагают ровно, чеканя шаг. Если не спокойно на границах страны, всех солдат направляют на боевые действия. Помощниками солдат на ученьях и военных действиях являются пограничные собачки. У них разные имена. Одни их называют – «Ластик», другие – «Резинка». Так или иначе они помогают солдатам карандашам. Они находят следы преступников, стирают «ненужные» следы.
Самый главный генерал, в чьем подчинении все карандаши, ручки – это генерал Дневник. Он проверяет заполнение документов по дням (расписание, домашнее задание, оценки, замечания). Он посредник между учителем и родителем. Поэтому нужно уважать генерала и соблюдать правила заполнения.
Следователь Циркуль – важный. Ходит с высоко поднятой головой. Глаза смотрят из-под лба, как будто что-то высматривают, выискивают. Правая рука поддерживает монокль. Левая рука Циркуля всегда подкручивает усы, поэтому они у него приподняты к верху. Ходит Циркуль широко расставляя ноги. На месте преступления он на мгновение останавливается. Упирается одной ногой в твердую поверхность, другой крутится вокруг себя, так что получается круг. Если Циркуль в хорошем настроении и старается, то он может нарисовать ровный круг.
Незаменимый помощник следователя Циркуля – Сержант Линейка. Он помогает Циркулю, работает с документацией и расчетами в полицейском участке, определяет длину, размер радиуса круга. А еще здесь живет художница Кисточка, дизайнер Ножницын и другие. Все в этой стране живут дружно и счастливо и никогда не ругаются.
5. Творческая лаборатория
Нарисовать сказочный персонаж страны Портфелии.
Придумать про него историю.
Можно придумать имя герою, что он делает, чем полезен и т.д.
6. Этап вербализации
Влад С. (7, 5)
Мы Цветные Карандаши, охраняем нашу страну. Мы помогаем сделать мир цветным и ярким. Мы все стройные, в солдатской форме. Маршируем и строимся в один ряд. Нами пользуются на уроках рисования.
Вика Р. (7, 4)
Я Ручка, живу в пенале в сказочной стране Портфелии. Я стройная и красивая. Хожу в нарядных платьях. Я нужная, так как помогаю в школе на уроках чистописания. Без меня в школе трудно, я важная и полезная.
Настя С. (7, 3)
Я важный генерал Дневник. Слежу за порядком. У меня есть погоны со звездами. Меня боятся ребята, которые учатся плохо, а с отличниками я дружу. Мной пользуются, записывая домашнее задание на дом, учителя ставят оценки.
Глеб П. (7, 2)
Я – Сержант Линейка. Я – длинный, на мне много черточек и цифр. Эти черточки и цифры нужны для того, чтобы измерять длину в сантиметрах. Еще я нужен для того, чтобы проводить ровные прямые линии. Я живу в портфеле. Мною часто пользуются на уроках и при выполнении домашнего задания. Я спокойный и трудолюбивый.
Алеша Р. (7, 3)
Я дизайнер Ножницын, живу в сказочной стране Портфелии. Я, как Юдашкин, шью одежду для всех жителей Портфелии. Хожу в строгом костюме. Шью не только мужские костюмы, но и женские платья. Разрезаю ткани, из которых получается одежда. В школе понадоблюсь детям на уроках труда.
7. Завершение
- Теперь, послушайте стихотворение о стране Портфелии.
«Портфелия» – автор Орлова Л [3]
Страна Портфелия, огромная страна.
Здесь каждый занят делом с утра и до вечера.
Самый главный в этой стране – король Букварь.
Он очень важный генерал.
Всем указания дает и никогда не устает.
На страже стражники стоят,
Все на подбор в ровный ряд.
Все братья хороши – цветные карандаши.
Живут в пенале и не тужат,
И верно государству служат.
Верный друг всех пограничных войск
Пес по имени ластик «Барбос».
Все лишнее стирает и никогда не отдыхает.
Есть в той стране сержант Линейка,
Он измеряет все по мерке.
Его начальник – следователь Циркуль.
Очень важный Кур-куль.
Преступления раскрывает,
И на месте все решает.
В той стране учительница пропись.
Учит складывать все в ряд,
Буквы в слоги образует, а потом, слова паркует.
Получается при этом
Предложение с ответом.
Есть в той стране художница,
Ее зовут Кисточка Ца-ца.
Она украсит белый свет,
Прекрасен станет в мире цвет.
Рисует и портреты и пейзажи,
Ах, до чего красивые пассажи.
Все жители этой страны
Помощниками будут в учебе.
Клади ты в портфель их скорей,
С ними жизнь будет веселей!
- Так, что же понадобится нам в школе, перечислите школьные принадлежности?
- Теперь, вы готовы к школе.
- Удачи, будущие первоклассники!
Литература
- Берестов В. Кто живет в портфеле «Колобок», 1985, №9
- Метельская Н.Г. Сто физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
- Орлова Л.В. В стране Портфелии. Напутствие первокласснику / Школьный психолог, N1 (507), 1-31. 01. 2013. С.23-26 (Метод в теории и на практике)
|