Тема: «Чем определяется содержание образования ребенка с ОВЗ.»
Выполнил: Попаз Светлана Федоровна воспитатель МАДОУ№8 Планета детства» г.Реутов.
Оглавление
1. Принципы дошкольного инклюзивного образования
1. 1 Принцип индивидуального подхода
1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности
1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс
1. 4 Принцип междисциплинарного подхода
1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания
Скачать конспект
1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей
- 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
- Из чего состоят специальные образовательные условия
- Что входит в понятие «специальные образовательные условия
- Список литературы
1. Процесс инклюзивного образования основан на семи принципах.
1. 1 Принцип индивидуального подхода. Выбирать формы, методы, средства обучения и воспитания надо с учетом образовательных потребностей детей. Индивидуальный подход – это не только внешнее внимание к нуждам конкретного ребенка. Это еще и право ребенка самостоятельно проявить индивидуальность.
1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности. Важно обеспечить детям условия для самостоятельной активности. Зачастую взрослые уверены, что ребенок с ОВЗ не способен действовать самостоятельно, и делают все за него. В такой ситуации у ребенка формируется «выученная беспомощность»
(выученная беспомощность – это феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, а сам при этом остается пассивным).
То же может произойти с родителями ребенка с ОВЗ. Они могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, при этом забывают про собственные возможности.
1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Например, в совместные мероприятия, семинары, праздники. Цель – сделать так, чтобы участники образовательного процесса понимали друг друга, относились друг к другу терпимо.
1. 4 Принцип междисциплинарного подхода. Индивидуальные характеристики детей разнообразны. Чтобы подобрать подходящие методы и приемы обучения и воспитания, нужен комплексный, междисциплинарный подход. В группе с детьми работают воспитатель, старший воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог. Они регулярно проводят диагностику детей и составляют образовательный план действий. Этот план направлен как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания. Чтобы включить в инклюзивную группу детей с разными особенностями, нужна вариативная развивающая среда.
Вариативная развивающая среда – это развивающие и дидактические пособия, средства обучения, безбарьерная среда, методическая база для обучения и воспитания детей. Кроме того, это способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и по специальной педагогике.
1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, если их поддерживают семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка. Внимательно относитесь к запросам родителей, научитесь договариваться о совместной поддержке ребенка.
1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться. К примеру, включать в себя новые структурные подразделения, принимать новых специалистов, использовать современные развивающие методы и средства.
Из чего состоят специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и как их создать.
2. Из чего состоят специальные образовательные условия
Создание для ребенка с ОВЗ специальных условий в ДОО включает в себя восемь шагов:
Шаг 1. Ребенок поступает в ДОО. Для этого родители подают в ДОО документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка и т. д.
Шаг 2. Педагоги проводят диагностику ребенка, выявляют риски. Подтвердить данные педагогической диагностики должны специалисты психолого-педагогического консилиума ДОО (далее – ППк).
Шаг 3. ППк проводит первичную диагностику состояния ребенка и составляет заключение. В заключении специалисты отражают рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. Первичная диагностика проходит в присутствии родителей или с их разрешения.
Шаг 4. Специалисты ППк просвещают и консультируют родителей ребенка. Цель – мотивировать родителей, чтобы они обследовали ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Шаг 5. Специалисты ППк готовят пакет документов на дошкольника для ПМПК. В него входят характеристики, заключение ППк, результаты деятельности ребенка и т. д.
Шаг 6. Родители обращаются в территориальную ПМПК для комплексной диагностики. Специалисты ПМПК рекомендуют для ребенка специальные образовательные условия. С учетом этих рекомендаций ДОО создаст особые условия обучения, адаптирует образовательную программу, составит индивидуальный учебный план и т. д.
Шаг 7. Родители передают заключение ПМПК администрации ДОО или координатору по инклюзии. В заключении прописаны специальные условия, которые ДОО должна создать ребенку.
Шаг 8. Координатор по инклюзии или администрация ДОО реализуют особые условия обучения. Цель – включить ребенка в образовательную и социальную среду. Для этого привлекают специалистов ППк, педагогов, родителей, проверяют внутренние ресурсы ДОО. Если возможно, заключают договор сетевого взаимодействия с другими ОО, чтобы сопровождать ребенка с ОВЗ.
3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия»
Обычно специальные условия включают в себя:
- Адаптацию среды и условий. Это архитектурные условия и специальное оборудование для детей с ОВЗ. Например, техническое оборудование для слабовидящих и слабослышащих детей; вертикализаторы и специальные столы - для детей с двигательными нарушениями; дидактические пособия.
- Адаптацию образовательной программы.
- Коррекционно-развивающую работу.
- Программы дополнительного образования для общего развития ребенка. Например, спортивные секции, художественные студии, музыкальные кружки.
Как ДОО сопровождает особого ребенка
В зависимости от особенностей развития, рекомендаций ПМПК, ресурсов ДОО возможны два варианта сопровождения ребенка (см. таблицу).
Сопровождение ребенка с ОВЗ
Условие
|
Вариант сопровождения
|
В штате ДОО есть специалисты, которые необходимы ребенку: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования
|
Штатные специалисты ДОО адаптируют образовательную программу совместно с педагогами.
На базе ДОО штатные специалисты проводят коррекционно-развивающую работу с ребенком.
Штатные педагоги дополнительного образования внедряют дополнительные обучающие программы.
Руководитель и администрация ДОО обеспечивают детей всем необходимым для обучения
|
В штате ДОО нет специалистов, которые нужны для работы с ребенком
|
Чтобы обучать особых детей, ДОО взаимодействует с организациями, у которых есть необходимые специалисты. К примеру, это ПМПК, ЦПМСС, ресурсный центр, ОО, которые обучают детей по адаптированным программам.
Чтобы реализовать программы дополнительного образования, ДОО также сотрудничает с другими организациями. Например, с центрами дополнительного образования, спортивными школами, другими ОО
|
Список литературы
1. Материал из Справочной системы «Образование»
vip. 1obraz. ru
2. http: //www. resobr. ru/deti-s-ovz-v-dou
3. Инклюзивное образование. [Текст]: методическое пособие / под. ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с
4. Инклюзивное образование. Тема номера. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6
|