Айгуль Нуриева. Общение с детьми трехлетнего возраста

Общение с детьми трехлетнего возрастаУ большинства детей в возрасте трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий рывок в речевом развитии. Есть дети, у которых период молчания и заменяющих слова выразительных, в основном, указательных жестов, сменяется этапом активного использования речи.
Словарный запас трехлетнего ребенка в 3-4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте.
На четвертом году жизни у малыша значительно улучшается подвижность мышц языка, губ и нижней челюсти, но произношение звуков речи все еще далеко от нормы. Ребенок пока делает короткий слабый выдох (1,5 – 2 секунды), говорит недостаточно громко. Большинство детей вслед за взрослыми неплохо воспроизводят различные интонации, верно используются ими в своей речи. Однако голосовой аппарат трехлетнего малыша еще тоже недостаточно сильный. Ребенок не всегда умеет правильно им пользоваться, не умеет говорить шепотом, когда вдруг этого требует обстановка. Важно помнить, что в этом возрасте у малыша еще недостаточно устойчиво внимание к речи взрослых, он часто отвлекается.
Навыки произношения у трехлетних детей еще недостаточно сформированы. У малыша остается несовершенным произношение ряда звуков, многосложных слов, слов с сочетанием нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, поэтому речь ребенка трех лет еще не совсем  чистая и внятная.
В этот период происходит интенсивное пополнение словарного запаса. Увеличивается число называемых не только предметов быта, но и тех вещей, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется. В своих высказываниях он употребляет почти все части речи; начинает овладевать элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает некоторые окончания в словах, согласовывает прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется ситуативной речью). При общении со взрослыми малыш все реже и реже использует звукоподражательные слова, однословные предложения.
Особенности произношения звуков речи.
Трехлетний малыш должен правильно и четко произносить гласные звуки а, о, и, согласные звуки м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. Возможно, ребенок будет заменять звук х на звук к (хомяк – «комяк», хочу – «качу») и т.д.  или смягчать согласные звуки т, д (тапки – «тяпки», танк – «тянк»,  дай – «дяй» и т.д.), заменять к на т (кот – «тот», котик – «тотик»), д – на нь (сюда – «сюня»). Постепенно малыш начнет усваивать мягкие согласные звуки сь, зь. Более сложные звуки пока отсутствуют и заменяются другими простыми звуками. Например, вместо звука ц ребенок произносит звук ть или сь. Малыш может использовать в самостоятельной речи так называемые йотированные звуки – й, я, ю, е, ё. звуки свистящие с, з, шипящие ш, ж появляются, как правило,  позже трех лет.
Помните, если задаться целью и создать своеобразный речевой режим, то со временем у малыша разовьется слуховой контроль и внимание. Отнеситесь к своему собственному произношению более требовательно. Если неторопливо и часто произносить некоторые сложные для ребенка слова, то можно помочь ему улучшить произношение.
Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение ребенка. Пронаблюдав за игрой малыша, вы увидите, что он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом периоде удобно пользоваться склонностью ребенка к подражанию. Речевое подражание способствует развитию активной речи. Ведь повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произношении звуков и слов, укрепляет мышцы губ и языка.
С переходом ребенка из раннего возраста в младший дошкольный возраст, его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Иначе говоря, каждый ребенок привыкает по-своему, по-разному реагирует на новую ситуацию. Однако следует отметить некоторые закономерности и общие трудности.
В процессе ознакомления с новой окружающей средой ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. Поэтому в этот трудный для ребенка период адаптации взрослый должен «ввести» его в эту среду, чтобы ребенок почувствовал его защиту и стал привязанным к нему.
Первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим «перенесением» положительного отношения к более широкому кругу людей, новой среде создает положительное отношение к детскому саду, способствует более легкой адаптации ребенка. Для этого в самом приспособительном механизме должно присутствовать творческое начало.
Как известно, на четвертом году жизни вовсю осваивается сюжетная игра, в которой выдумка и инициатива сочетается с подражанием старшим детям и взрослым. Игрушки нужны в принципе те же, но степень сложности увеличивается: конструктор требуется «похитрее», машины и куклы – с расширенным набором игрушечных аксессуаров. Время приобщаться к первым книжкам.
Понаблюдайте за тем,  как играет малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать, в кузове грузовика перевозит кубики на стройку. Следующий этап игры – исполнение «ролей»: «Я - мама», «Я - доктор». Просто нужно подобрать для этой игры все необходимое (можно сшить «врачебный» халат, приобрести чемоданчик с принадлежностями юного Айболита). Вот и вся игрушечная наука. Вам она теперь известна, а значит, вы сумеете со знанием дела преподать ее малышу.

Просмотров: 444
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Чагина Мария Николаевна. Малыш начинает говорить. Раннее развитие речи детей. Советы логопеда.
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Малышева Елена Михайловна. Сценарий развлечения в период адаптации в группе раннего возраста «Мама и малыш»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Ирина Синкевич. Игры, стимулирующие развитие речи малыша
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Татьяна Александровна Тодоренко. Родителям о развитии речи малыша.
  • Юрова Ирина Яковлевна. Конспект НОД по развитию речи «Чей малыш?» в первой младшей группе
  • Сергеева Татьяна Ивановна. ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Милусь Наталья Александровна. Занятие по развитию фонетической стороны речи в старшей группе с использованием ИКТ «Звуки /К/ и /КЬ/».
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Татьяна Сергеевна Сокорева. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению «Здравствуй, малыш»
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь