Богданова Анастасия Валерьевна. Тренинговое занятие на развитие эмпатии 'Я среди людей'

Тренинговое занятие на развитие эмпатии Я среди людейТренинговое занятие на развитие эмпатии.

Цель: развить психологическую наблюдательность и  внимательность, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.

1. Ритуал приветствия.

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.

Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится.

Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем (после 7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и т. д.

Данное упражнение подходит не только как ритуал приветствия, но и как разминка, участникам весело, и чаще всего после этого упражнения защитные барьеры отходят на второй план. А когда нет никаких барьеров, то и работать в тренинге легче.

2. Упражнение «Самый рассеянный».

 Это упражнение начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей.

Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты.

Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т.п.

Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо, сообщив ведущему о находке.

Самый рассеянный – последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.

Это упражнение за кажущейся простотой реализует очень важные задачи: во-первых, это концентрация внимания, во-вторых, развитие умения выделять из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет. Ведущий специально показывает этот предмет игрокам и не прячет, а кладет на видное почти со всех концов комнаты место. Поиски заветного предмета могут продолжаться от 5 минут до получаса, но не стоит вмешиваться в процесс, пусть даже те, кто ищет долго, все-таки найдут этот ластик. Ведь если лишить их такой возможности, то спровоцируем тем самым только ситуацию неуспеха и вызовем агрессивную реакцию и четкое убеждение в том, что это задание выполнимо. Зато игроки, нашедшие предмет чувствуют себя очень наблюдательными и успешными, что иногда подталкивает их к насмешкам над товарищами, которые продолжают поиски. Поэтому не лишним будет перед началом упражнения призвать всех участников не лишать друг друга возможности проверить свою внимательность и честно сыграть в эту игру, а если все-таки такие ситуации происходят, ведущему лучше пресечь нападки и направить анализ в конструктивное русло.

Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить:

- на что вы ориентировались, выполняя задание?

- что помогло некоторым участникам быстро найти предмет?

- что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?

3. Упражнение «Понимание».

Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. Ведущий задает вопрос:

- В какой степени эти способности развиты у вас?

И предлагает это проверить. Каждый участник среди членов группы должен выбрать человека, чье состояние и мысли он будет угадывать. Дается три минуты на то, чтобы участники письменно изложили, о чем думал выбранный ими человек, какие чувства испытывал и т. п.

Затем все садятся в большой круг и каждый по очереди, обращаясь к человеку, состояние которого описывал, рассказывают ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. Или опровергнуть догадки, указав при этом на допущенные ошибки.

Данное упражнение обучает увидеть и услышать человека рядом, понять, о чем он думает, что его беспокоит.

4. Упражнение «Где девочки, а где мальчики?».

Один из участников выходит за дверь. В это время остальные делятся на 2 группы: «девочек» и «мальчиков». В каждой из них могут находиться  представители обоих полов. Каждой группе нужно будет выбрать движение, которое они будут выполнять все вместе. Группы выполняют свои движения одновременно, а вошедший участник должен определить, где «мальчики», а где «девочки».

В течение этого упражнения участники должны не только внимательно  всматриваться друг в друга, но и увидеть и понять движения, характерные для мальчиков и девочек, посмотреть на себя «со стороны».

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

- удалось ли вам определить где «девочки», а где «мальчики»?

- на что вы ориентировались, когда пытались понять, где кто?

- какие характерные движения делали «девочки», а какие «мальчики»?

5. Упражнение «Внешний признак.

Участникам необходимо пообщаться друг с другом (каждый с каждым), при этом увидеть как можно больше внешних изменений в каждом, никого не пропуская. В этом упражнении учитывается  только внешний признак (новая кофта, прическа и т.д.)

Это упражнение уместно проводить утром или после достаточного долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

- что нового появилось в облике другого человека (высказывается каждый, продолжает тот, о ком говорили);

- насколько то, что вы слушали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям?

Это  упражнение развивает психологическую наблюдательность и  внимательность, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.

   6. Упражнение «Вслепую»

Каждый из участников по очереди выходит перед группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).

Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

- сложно ли было угадывать человека изменившего свой голос?

- как вы думаете почему?

  7. Ритуал прощания.

Участникам предлагается взяться за руки и каждый по кругу должен рассказать, что дало ему данное тренинговое занятие, что нового узнал, с каким настроением выходит из кабинета.

Просмотров: 656
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Дмитриева Ольга Николаевна. Интегрированное развлечение по ознакомлению с правилами дорожного движения в старшей группе 'Это должен каждый знать обязательно на 5'
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развлечение по ПДД в подготовительной к школе группе
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь