Тренинговое занятие на развитие эмпатии.
Цель: развить психологическую наблюдательность и внимательность, возможность почувствовать настроение и состояние тех, с кем предстоит взаимодействовать, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.
1. Ритуал приветствия.
Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.
Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится.
Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем (после 7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и т. д.
Данное упражнение подходит не только как ритуал приветствия, но и как разминка, участникам весело, и чаще всего после этого упражнения защитные барьеры отходят на второй план. А когда нет никаких барьеров, то и работать в тренинге легче.
2. Упражнение «Самый рассеянный».
Это упражнение начинает разговор о необходимости всматривания и вслушивания участников в окружающих их людей.
Ведущий показывает участникам игры какой-либо предмет, например ластик, и просит всех выйти на минутку из комнаты.
Оставшись один, ведущий кладет ластик в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен лишь при достаточно внимательном осмотре комнаты. Можно, например, положить его на перекладину между ножками стола, на карниз, в горшок цветка и т.п.
Когда участники игры по приглашению ведущего возвратятся в комнату, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, перед этим тихо на ухо, сообщив ведущему о находке.
Самый рассеянный – последний, может выполнить какое-либо шуточное поручение.
Это упражнение за кажущейся простотой реализует очень важные задачи: во-первых, это концентрация внимания, во-вторых, развитие умения выделять из общего фона, к которому наши глаза так быстро привыкают, совершенно определенный предмет. Ведущий специально показывает этот предмет игрокам и не прячет, а кладет на видное почти со всех концов комнаты место. Поиски заветного предмета могут продолжаться от 5 минут до получаса, но не стоит вмешиваться в процесс, пусть даже те, кто ищет долго, все-таки найдут этот ластик. Ведь если лишить их такой возможности, то спровоцируем тем самым только ситуацию неуспеха и вызовем агрессивную реакцию и четкое убеждение в том, что это задание выполнимо. Зато игроки, нашедшие предмет чувствуют себя очень наблюдательными и успешными, что иногда подталкивает их к насмешкам над товарищами, которые продолжают поиски. Поэтому не лишним будет перед началом упражнения призвать всех участников не лишать друг друга возможности проверить свою внимательность и честно сыграть в эту игру, а если все-таки такие ситуации происходят, ведущему лучше пресечь нападки и направить анализ в конструктивное русло.
Анализируя это упражнение с участниками, можно спросить:
- на что вы ориентировались, выполняя задание?
- что помогло некоторым участникам быстро найти предмет?
- что помешало и вызвало затруднения у тех участников, кто выполнил его медленнее?
3. Упражнение «Понимание».
Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. Ведущий задает вопрос:
- В какой степени эти способности развиты у вас?
И предлагает это проверить. Каждый участник среди членов группы должен выбрать человека, чье состояние и мысли он будет угадывать. Дается три минуты на то, чтобы участники письменно изложили, о чем думал выбранный ими человек, какие чувства испытывал и т. п.
Затем все садятся в большой круг и каждый по очереди, обращаясь к человеку, состояние которого описывал, рассказывают ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. Или опровергнуть догадки, указав при этом на допущенные ошибки.
Данное упражнение обучает увидеть и услышать человека рядом, понять, о чем он думает, что его беспокоит.
4. Упражнение «Где девочки, а где мальчики?».
Один из участников выходит за дверь. В это время остальные делятся на 2 группы: «девочек» и «мальчиков». В каждой из них могут находиться представители обоих полов. Каждой группе нужно будет выбрать движение, которое они будут выполнять все вместе. Группы выполняют свои движения одновременно, а вошедший участник должен определить, где «мальчики», а где «девочки».
В течение этого упражнения участники должны не только внимательно всматриваться друг в друга, но и увидеть и понять движения, характерные для мальчиков и девочек, посмотреть на себя «со стороны».
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- удалось ли вам определить где «девочки», а где «мальчики»?
- на что вы ориентировались, когда пытались понять, где кто?
- какие характерные движения делали «девочки», а какие «мальчики»?
5. Упражнение «Внешний признак.
Участникам необходимо пообщаться друг с другом (каждый с каждым), при этом увидеть как можно больше внешних изменений в каждом, никого не пропуская. В этом упражнении учитывается только внешний признак (новая кофта, прическа и т.д.)
Это упражнение уместно проводить утром или после достаточного долгого перерыва между занятиями. Оно позволяет участникам сосредоточиться друг на друге и наладить то взаимодействие, которое необходимо для эффективного проведения занятия.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- что нового появилось в облике другого человека (высказывается каждый, продолжает тот, о ком говорили);
- насколько то, что вы слушали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям?
Это упражнение развивает психологическую наблюдательность и внимательность, способность понять, что каждый человек интересен и сам по себе, и как член группы.
6. Упражнение «Вслепую»
Каждый из участников по очереди выходит перед группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).
Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.
Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:
- сложно ли было угадывать человека изменившего свой голос?
- как вы думаете почему?
7. Ритуал прощания.
Участникам предлагается взяться за руки и каждый по кругу должен рассказать, что дало ему данное тренинговое занятие, что нового узнал, с каким настроением выходит из кабинета.
|