Диагностика речевого развития старшего дошкольника, осознанности восприятия и использования им речи

Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него.

Например: «Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile».

Тематика рассказа может быть изменена в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ребенок. Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые могут оказаться новыми для ребенка.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его».

Оценка выполнения:

Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.

  • Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции – 0
  • Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытаясь употреблять их – 1
  • Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа – 2
  • Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает – 3

Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.


Просмотров: 3255
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • А.А. Люблинская. Активность и направленность дошкольника
  • В какой последовательности развивается речь малыша?
  • Вербально-логическое мышление Методика понимания рассказов
  • Виды работы над текстом на уроках
  • Влияет ли быстрое удовлетворение потребностей ребенка на развитие его речи?
  • Диагностика кратковременной слуховой памяти
  • Как развивается речь глухонемого ребенка и как устранить недостатки в развитии речи?
  • Классификация проективных методик
  • Контаминация (в психологии)
  • Методика «Группировка»
  • Методика «диагностика опосредствованной памяти»
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи»
  • Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии
  • Методика «Разрезные картинки»
  • Методика «Цепочка действии» диагностика самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста
  • Обобщающие упражнения Упражнение 7
  • Опросник для родителей
  • Опросник для родителей для определения склонностей ребенка
  • От слова к рассказу
  • Позитивная психотерапия (Н. и Х. Пезешкиан)
  • Почему дошкольник не задает вопросы?
  • Почему ребенок раннего возраста не любит слушать сказки?
  • Почему умение дошкольника производить звуковой анализ слов и осознание им словесного состава речи способствуют успешному овладению чтением и письмом?
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Психолингвистический метод исследования речи детей Л.В. Яссман
  • Речь
  • Словоизменения в речи детей
  • Способность понимать и воспроизводить содержание
  • Что такое «комплекс оживления»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь