Методика «Группировка»

Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Перед каждым воспроизведением дается инструкция.

Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!»

Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Инструкции для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»

Последовательность предъявляемых слов:

  1. Солнце
  2. Тополь
  3. Чашка
  4. Заяц
  5. Луна
  6. Шапка
  7. Медведь
  8. Сосна
  9. Ложка
  10. Юбка
  11. Липа
  12. Блюдце
  13. Звезда
  14. Лиса
  15. Платье
  16. Небо
  17. Елка
  18. Белка
  19. Кружка
  20. Кофта
Правила проведения методики:
  1. Слова читаются с паузой в 1 с между произнесением элементов ряда.
  2. По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение. Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы.
  3. Все воспроизведенные ребенком слова записываются в порядке их называния. Затем предлагается послушать еще раз весь ряд слов.
  4. Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье воспроизведение.
Обработка и анализ результатов

Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединенность слов в группы, относящиеся к категориям: «животные», «деревья», «одежда», «посуда», «небосвод».

Нормальное течение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен 1-4 слово для детей 6-7 лет (в среднем 3 слова). Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении общий объем воспроизведенных слов увеличивается на 2-4 слова; появляются 1-2 частично сформированные группы, состоящие обычно из 2 слов. При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4 слов.

У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше 3 смысловых групп, в старшем возрасте – 4 групп.


Просмотров: 9799
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы




Другие новости по теме:

  • «Назови слова»
  • Виды работы над текстом на уроках
  • Диагностика кратковременной слуховой памяти
  • Диагностика памяти
  • Игра «Запоминаем, рисуя»
  • Каждое слово что-то обозначает
  • Контаминация (в психологии)
  • Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников
  • Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»
  • Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии
  • Методика «Определение типа памяти» у младших школьников
  • Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»
  • Методика на выявление преобладающего типа памяти
  • Обобщающие упражнения Упражнение 5
  • Описание заданий раздела 9 и образцы решений Тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра
  • От слова к рассказу
  • Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак Упражнение 8
  • Подбор проверочных слов Упражнение 1
  • Подбор проверочных слов Упражнение 2
  • Подбор проверочных слов Упражнение 3
  • Подбор проверочных слов Упражнение 6
  • Почему умение дошкольника производить звуковой анализ слов и осознание им словесного состава речи способствуют успешному овладению чтением и письмом?
  • Правописание слов с двумя безударными гласным Упражнение 2
  • Правописание слов с двумя безударными гласным Упражнение 5
  • Правописание слов с двумя безударными гласным Упражнение 6
  • Правописание слов с двумя безударными гласным Упражнение 8
  • Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё» Упражнение 5
  • Тест «Объем кратковременной памяти»
  • Тест «Словесная беглость и гибкость»
  • Тест Мюнстерберга на восприятие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь