Остович Ольга Юрьевна, педагог-психолог, учитель –дефектолог ГБОУ г.Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева»
Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи.
Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения.
Оказание коррекционной помощи возможно с учетом определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.
Эта презентация будет интересна в первую очередь педагогам и специалистам дошкольного и начального образования, которые в своей практической работе сталкивались с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), а также родителям, которые воспитывают этих детей.
Скачать презентацию
В презентации представлена поэтапность работы с детьми, в том числе рассказывается об эмоционально-смысловом подходе, использование эмоционально-уровневой терапии и дается прогноз развития ребенка с РАС.
Дети с РАС обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет.
Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОНА ТРУДНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ И МОЖЕТ РАСТЯНУТЬСЯ НА ГОДЫ
Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка.
Критерии при выборе средств коммуникации включают:
- когнитивные и моторные навыки ребенка,
- стиль обучения,
- коммуникативные потребности,
- способность к чтению.
Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС.
Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.
Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми.
Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении- моделировать систему общения.
Существуют различные типы ВАК, подходящие ребенку РАС.
- Жестовый язык (например Макатон),
- интерактивные коммуникационные доски (визуальные символы, организованные по темам),
- карточки-подсказки (заменяют вербальные подсказки),
- коммуникационные устройства с синтезаторами речи (например BIGmack).
Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей.
Нарушение функций коммуникации и социального взаимодействия свидетельствуют о наличии РАС.
В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АУТИЗМА, КАК ПРАВИЛО, ПРОВОДЯТСЯ НЕ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ЗАТРУДНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЧАСТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА.
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ НАУКИ ДОКАЗЫВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ДАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ АУТИЗМА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД.
ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ УДЕРЖАНИЯ) И ДР.
Для достижения этой цели необходимы системная работа со специалистами и семьями детей с РАС, просветительская деятельность в среде педагогических коллективов, детских садов и школ, обеспечение современными данными об исследованиях в сфере аутизма на уровне лечебных учреждений и институтов.
ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ С ИХ БЛИЗКИМИ, ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ В ВЫБОРЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ВРЕДНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ, А РЕБЕНОК С РАС В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ, ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СНИЖАЕТСЯ.
НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
При работе с детьми с РАС используется эмоционально-уровневая терапия, когда взрослый постепенно подключается к интересам ребенка и вовлекает его в разные виды деятельности.
Поэтапность работы с РАС заключается в следующем
- Занятия должны проводиться в специально отведенном месте, в определенное время.
- Суточные и недельные ритмы (режим дня, план в картинках и пр., стереотипность занятия).
- На начальном этапе занятий требования к организованности не предъявляются, поскольку решаются следующие задачи:
- Формировать положительную установку ребенка по отношению к занятиям;
- Постепенно закреплять определенную последовательность действий по подготовке к занятию: достать материал, сесть за стол и т.д.;
- Занятие сначала может длиться несколько минут, по окончании похвалить ребенка.
Такие простые мероприятия для детей с РАС приобретают особую значимость, поскольку организация их поведения вызывает большие затруднения, чем сама деятельность.
- Начинать надо с любимой деятельности ребенка, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. необходимо ориентироваться на его интересы и пристрастия.
- Не стоит ребенку каждый раз предлагать что-то новое. Если ему понравилось какое-то занятие, надо и начинать с него.
- Работа в микрогруппе — ребенок- аутист вместе с другим ребенком, которого он выделяет (выбирает партнера для подражания).
- Использование в занятии с ребенком с РАС клона-посредника (куклы) с которой договаривается педагог.
Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимо развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь.
Ни одна технология в отдельности не может быть нейтральной и эффективной, поэтому нужно комбинировать разные направления работы с ребенком с РАС.
Прогноз развития ребенка с РАС составляется с учетом ряда факторов
Факторы зависящие от состояния ребенка:
- интеллектуальный уровень;
- наличие речи (отсутствие ее после 5-6 лет неблагоприятный фактор развития ребенка), уровень понимания речи и способность к невербальной коммуникации;
- время возникновения нарушений: прогноз более благоприятен в случаях поздних нарушений, в отличие от раннего появления РДА (аутизм Каннера).
Факторы, связанные с окружением:
- ранняя диагностика и оказание медико-психологического сопровождения;
- качество сопровождения (воспитательное, образовательное, терапевтическое, направленное на развитие коммуникации);
- качество сотрудничества и поддержки со стороны семьи.
Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.
Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.
Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно (отмена контрольной работы, неожиданная интересная экскурсия и т.д.)
|