Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

Остович Ольга Юрьевна, педагог-психолог, учитель –дефектолог ГБОУ г.Москвы «Школа №2093 им. А.Н. Савельева»

Аутизм может быть похож на различные специфические нарушения развития речи, поскольку один из основных его признаков – отставание речевого развития или полное отсутствие речи.

Отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения.

Оказание коррекционной помощи возможно с учетом определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Эта презентация будет интересна в первую очередь педагогам и специалистам дошкольного и начального образования, которые в своей практической работе сталкивались с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), а также родителям, которые воспитывают этих детей.

 

Скачать презентацию

В презентации представлена поэтапность работы с детьми, в том числе рассказывается об эмоционально-смысловом подходе, использование эмоционально-уровневой терапии и дается прогноз развития ребенка с РАС.

Дети с РАС обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает здоровый ребенок. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет.

Некоторые дети остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она аномальна.

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАС ДОЛЖНА БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, СООТВЕТСТВОВАТЬ УРОВНЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОНА ТРУДНА, ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО НАПРЯЖЕНИЯ И МОЖЕТ РАСТЯНУТЬСЯ НА ГОДЫ

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — любая форма языка помимо речи, облегчающая социальную коммуникацию ребенка.

Критерии при выборе средств коммуникации включают:

  • когнитивные и моторные навыки ребенка,
  • стиль обучения,
  • коммуникативные потребности,
  • способность к чтению.

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС.

Если ребенок с аутизмом никогда не говорил, он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.

Устройство ВАК поможет такому ребенку применить способ для социальной коммуникации с другими людьми.

Если было решено, что данному ребенку подходит средство коммуникации, то задача всех людей в его окружении- моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, подходящие ребенку РАС.

  • Жестовый язык (например Макатон),
  • интерактивные коммуникационные доски (визуальные символы, организованные по темам),
  • карточки-подсказки (заменяют вербальные подсказки),
  • коммуникационные устройства с синтезаторами речи (например BIGmack).

Подбор разных средств коммуникации каждому ребенку с РАС должен быть индивидуальным, в зависимости от уровня интеллектуального развития, потенциальных речевых возможностей.

Нарушение функций коммуникации и социального взаимодействия свидетельствуют о наличии РАС.

В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ АУТИЗМА, КАК ПРАВИЛО, ПРОВОДЯТСЯ НЕ РАНЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ЗАТРУДНЯЕТ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ЧАСТО ПРИВОДИТ К НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ ДИАГНОЗА.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ НАУКИ ДОКАЗЫВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ДАЮЩЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ АУТИЗМА, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД.

ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ УДЕРЖАНИЯ) И ДР.

Для достижения этой цели необходимы системная работа со специалистами и семьями детей с РАС, просветительская деятельность в среде педагогических коллективов, детских садов и школ, обеспечение современными данными об исследованиях в сфере аутизма на уровне лечебных учреждений и институтов.

ЧТОБЫ ЗАНЯТИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫ, ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ С ИХ БЛИЗКИМИ, ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ В ВЫБОРЕ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ВРЕДНА ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ, А РЕБЕНОК С РАС В ТАКОМ СЛУЧАЕ ТЕРЯЕТ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ, ВОЗМОЖНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ СНИЖАЕТСЯ.

НЕОБХОДИМО ВЫРАБОТАТЬ АЛГОРИТМ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

При работе с детьми с РАС используется эмоционально-уровневая терапия, когда взрослый постепенно подключается к интересам ребенка и вовлекает его в разные виды деятельности.

Поэтапность работы с РАС заключается в следующем

  • Занятия должны проводиться в специально отведенном месте, в определенное время.
  • Суточные и недельные ритмы (режим дня, план в картинках и пр., стереотипность занятия).
  • На начальном этапе занятий требования к организованности не предъявляются, поскольку решаются следующие задачи:
  • Формировать положительную установку ребенка по отношению к занятиям;
  • Постепенно закреплять определенную последовательность действий по подготовке к занятию: достать материал, сесть за стол и т.д.;
  • Занятие сначала может длиться несколько минут, по окончании похвалить ребенка.

Такие простые мероприятия для детей с РАС приобретают особую значимость, поскольку организация их поведения вызывает большие затруднения, чем сама деятельность.

  • Начинать надо с любимой деятельности ребенка, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. необходимо ориентироваться на его интересы и пристрастия.
  • Не стоит ребенку каждый раз предлагать что-то новое. Если ему понравилось какое-то занятие, надо и начинать с него.
  • Работа в микрогруппе — ребенок- аутист вместе с другим ребенком, которого он выделяет (выбирает партнера для подражания).
  • Использование в занятии с ребенком с РАС клона-посредника (куклы) с которой договаривается педагог.

Для подготовки аутичного ребенка к обучению необходимо развивать крупную и мелкую моторику, произвольное внимание и память, формировать речь.

Ни одна технология в отдельности не может быть нейтральной и эффективной, поэтому нужно комбинировать разные направления работы с ребенком с РАС.

Прогноз развития ребенка с РАС составляется с учетом ряда факторов

Факторы зависящие от состояния ребенка:

  • интеллектуальный уровень;
  • наличие речи (отсутствие ее после 5-6 лет неблагоприятный фактор развития ребенка), уровень понимания речи и способность к невербальной коммуникации;
  • время возникновения нарушений: прогноз более благоприятен в случаях поздних нарушений, в отличие от раннего появления РДА (аутизм Каннера).

Факторы, связанные с окружением:

  • ранняя диагностика и оказание медико-психологического сопровождения;
  • качество сопровождения (воспитательное, образовательное, терапевтическое, направленное на развитие коммуникации);
  • качество сотрудничества и поддержки со стороны семьи.

Оказание коррекционной помощи невозможно без точного определения доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением и использования разнообразных коррекционных подходов.

Дети – аутисты нуждаются в строгом распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.

Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволит ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно (отмена контрольной работы, неожиданная интересная экскурсия и т.д.)

Просмотров: 591
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Ираида Юрьевна Ляпунова. 'Научите ребенка быть добрым' (сценарий родительского собрания)
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Кочетова Наталья Борисовна. Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Зоя Егина. Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Наумова Мария Александровна. Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (Тяжелое нарушение речи) в условиях логопедического пункта
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь