Ковальчук Инна Николаевна Педагог-психолог МБДОУ № 67 г.Таганрог
Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми. Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.
У ребенка с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже с близкими родственниками), так как они не понимают назначение данного действия. Они не обладают такими естественными потребностями для коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Однако, эти дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них отсутствуют социально-бытовые навыки, поскольку им недоступен смысл социальных норм. Например, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Подкрепление ( «reinforcement») — это процесс, приводящий к увеличению вероятности появления поведенческой реакции в будущем. Стимул-последствие, появление которого сразу после реакции приводит к тому, что вероятность ее появления в будущем увеличивается, называется подкрепляющим стимулом ( «reinforcing stimulus»). [1] Поощрение детей с РАС используется как стимулирующие подкрепление их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений.
В общем методика поощрений проходит путь развития от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а так же до самостимулированию, оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах может проявляться выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно преобладать, чем недовольств, высказанных строго в адрес действий ребенка, а не его личности.
Такая поведенческая методика основывается на том, что любое проявление навыков должно вознаграждаться, а невыполнение ожидаемых действий не наказываться. Таким образом, четкое представление об особенностях поведения ребенка и понимания его личной мотивации, являющимся для него источником позитивных и негативных эмоций (следовательно, и стимулом к выполнению или отказу от деятельности), помогают создать комфортную обстановку для обучения ребенка.
С помощью поощрений ребенок приобретает новые навыки, достигает уровень приемлемой социализации.
Подкрепляющие стимулы можно разбить на три основные группы: материальные, социальные и занятия, виды деятельности. Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п. К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п. Занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул. [1]
Правила для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным:
- Нельзя судить об эффективности подкрепляющего стимула, пока не увидели его влияние на поведение ребенка.
- Подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.
- Для эффективности подкрепления, стимул должен предоставляться во время или сразу после той поведенческой реакции, которую пытаемся сформировать.
- Подкрепление должно соотноситься с поведением.
- Во время обучения новым навыкам поведения подкрепление должно производиться часто.
Для эффективного применения стимулов, создается индивидуальный набор поощрений. На первом этапе составления набора используется обычный перечень. После формирования данного перечня необходимо распределить пункты по убыванию предпочтений. Для выполнения данного этапа требуется провести следующие наблюдения за ребенком, когда ему предлагается тот или иной предмет:
- Тянется ли к нему или отталкивает;
- Как он реагирует изъятие предмета: он равнодушен или протестует;
- Просто держит или активно изучает и использует;
- Как он реагирует на повторное предложение этого предмета после того как мы его забрали.
Пять этапов применения набора индивидуальных поощрений
Первый этап подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
- любимая еда;
- игра любимой игрушкой;
- прослушивание любимой песни и т.д.
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения ребенка:
- стикер или значок с изображением или указанием достижения;
- одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
- передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
- назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.
На четвертом этапе можно перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.
На пятом этапе возможно сформировать принятие самостоятельных решений:
- об изменениях в окружающей обстановке;
- о порядке изучения какого-то материала и т.д.
На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:
- оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
- самостоятельное установление порядка действий и т.д.
Необходимо понимать, что данный список обобщен. Он может быть видоизменен иными этапами. При составлении подбора подкрепляющих стимулов необходимо руководствоваться способностями и интересами ребенка. Таким образом, все этапы должны быть максимально стимулирующие, с нарастающим интересом привлечения ребенка к деятельности.
Список используемой литературы:
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
|