Ковальчук Инна Николаевна. Подкрепляющие стимулы в сопровождении детей с РАС

Подкрепляющие стимулы в сопровождении детей с РАС

Ковальчук Инна Николаевна Педагог-психолог МБДОУ № 67 г.Таганрог

Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми. Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.

 

У ребенка с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже с близкими родственниками), так как они не понимают назначение данного действия. Они не обладают такими естественными потребностями для коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Однако, эти дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них отсутствуют социально-бытовые навыки, поскольку им недоступен смысл социальных норм. Например, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.

Подкрепление ( «reinforcement») — это процесс, приводящий к увеличению вероятности появления поведенческой реакции в будущем. Стимул-последствие, появление которого сразу после реакции приводит к тому, что вероятность ее появления в будущем увеличивается, называется подкрепляющим стимулом ( «reinforcing stimulus»). [1] Поощрение детей с РАС используется как стимулирующие подкрепление их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений.

В общем методика поощрений проходит путь развития от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а так же до самостимулированию, оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах может проявляться выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно преобладать, чем недовольств, высказанных строго в адрес действий ребенка, а не его личности.

Такая поведенческая методика основывается на том, что любое проявление навыков должно вознаграждаться, а невыполнение ожидаемых действий не наказываться. Таким образом, четкое представление об особенностях поведения ребенка и понимания его личной мотивации, являющимся для него источником позитивных и негативных эмоций (следовательно, и стимулом к выполнению или отказу от деятельности), помогают создать комфортную обстановку для обучения ребенка.

С помощью поощрений ребенок приобретает новые навыки, достигает уровень приемлемой социализации.

Подкрепляющие стимулы можно разбить на три основные группы: материальные, социальные и занятия, виды деятельности. Материальными стимулами могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п. К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п. Занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул. [1]

Правила для того, чтобы положительное подкрепление было эффективным:

  1. Нельзя судить об эффективности подкрепляющего стимула, пока не увидели его влияние на поведение ребенка.
  2. Подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.
  3. Для эффективности подкрепления, стимул должен предоставляться во время или сразу после той поведенческой реакции, которую пытаемся сформировать.
  4. Подкрепление должно соотноситься с поведением.
  5. Во время обучения новым навыкам поведения подкрепление должно производиться часто.

Для эффективного применения стимулов, создается индивидуальный набор поощрений. На первом этапе составления набора используется обычный перечень. После формирования данного перечня необходимо распределить пункты по убыванию предпочтений. Для выполнения данного этапа требуется провести следующие наблюдения за ребенком, когда ему предлагается тот или иной предмет:

  1. Тянется ли к нему или отталкивает;
  2. Как он реагирует изъятие предмета: он равнодушен или протестует;
  3. Просто держит или активно изучает и использует;
  4. Как он реагирует на повторное предложение этого предмета после того как мы его забрали.

Пять этапов применения набора индивидуальных поощрений

Первый этап подразумевает использование первичных простейших подкреплений:

  • любимая еда;
  • игра любимой игрушкой;
  • прослушивание любимой песни и т.д.

Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения ребенка:

  • стикер или значок с изображением или указанием достижения;
  • одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.

На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:

  • передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
  • назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.

На четвертом этапе можно перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.

На пятом этапе возможно сформировать принятие самостоятельных решений:

  • об изменениях в окружающей обстановке;
  • о порядке изучения какого-то материала и т.д.

На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:

  • оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
  • самостоятельное установление порядка действий и т.д.

Необходимо понимать, что данный список обобщен. Он может быть видоизменен иными этапами. При составлении подбора подкрепляющих стимулов необходимо руководствоваться способностями и интересами ребенка. Таким образом, все этапы должны быть максимально стимулирующие, с нарастающим интересом привлечения ребенка к деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
  2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
Просмотров: 214
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Столова Нина Евгеньевна. Статья 'Как вовлечь ребенка с РАС в игру'
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Скробан Любовь Николаевна. Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы с использованием ИКТ «Проказы Снежной королевы или как Василисы Премудрые помогали Осени краски вернуть»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Миронова Елена Габталхаковна. «Зайкина березка или История о том, как зайчик узнал о временах года»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь