(из опыта работы)
Воспитатель: Маркина Е. А. Чамзинка 2018г. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».
К. Юнг.
В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психологических и биологических факторов, таких как увеличение родового травматизма, обстановка, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семье. Все это определяет распространенность состояний психического недоразвития, выражающихся в личностной деформации и дезадаптации детей, с которыми и встречаются образовательные учреждения.
Цель нашей программы является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала ребенка. Программа основывается на естественной деятельности ребенка, такой как рисование, игры с песком.
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песочная терапия и арт – терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке либо рисует у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки, проигрывает ситуации, которые тревожат его и являются проблемными. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух.
Работа на занятии направленна:
- на нахождение путей решения проблемы
- организацию совместной игровой деятельности
- развитие умений «слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли
- совершенствовать умения и навыки речевого общения, используя вербальные и невербальные средства
- развивать фантазию и образное мышление
- способствовать проявлению эмпатии
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
В процессе занятия работа идет также и над речевым развитием, мелкой моторикой. Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие направлены на организацию коммуникативных, совместных форм деятельности. Создавая «песочную» картину помимо основного материала в зависимости от сюжета используются подставки голубого цвета, разноцветный песок, а также игрушки, предметы, фигурки (животные, персонажи различного характера), символы социализации (транспорт, постройки). Чтобы игра получилась, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается принять на себя роль творца, волшебника ритуал входа и выхода позволяет не ссориться, не бросаться песком и разрушить то, что создает другой волшебник. Эти правила отрабатываются в играх с песком – включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, трудностей.
Прогнозируемые результаты программы:
- понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
- осознание родителями социальной ответственности.
- положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогами.
- единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
- систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.
Результат нашей деятельности следующим: 80% родителей были вовлечены в процесс посредствам совместной деятельности, различных консультаций, папок передвижек. На 35 % снизилась тревожность, детей, кроме того снизилось число конфликтов, улучшились межличностные отношения в группе.
Мир ребенка — сложный и многогранный с которым, надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.
Список использованной литературы
- Венгер Л.А., Агаева Е.Л.. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. — М.: Просвещение, 2003 г
- Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников М.: Сфера, 2017. – 64 с.
|