Современные исследователи – психологи (В. П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах,
Для того, чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо родительского собрания, в нашем ДОУ, мы используем такие формы работы как — «педагогическая гостиная»; дни открытых дверей; открытые практические занятия, папки-передвижки, «логопедическая библиотека», мультимедийные презентации, буклеты.
Для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ мы разработали проекты, которые способствуют формированию и повышению уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей такие, как «Семейный клуб», «Я и моя семья», «Рука об руку», «Семейные традиции».
Свою работу мы начали с совместного логопедического проекта
«Волшебная роль артикуляционных сказок».
Структура логопедического проекта «Волшебная роль артикуляционных сказок».
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники старшей группы и их родители.
Продолжительность: средней продолжительности.
Сроки реализации: октябрь 2014 –декабрь 2014
Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
- Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
- Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи проекта:
- Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
- Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
- Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
-Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда».
Актуальность темы:
- необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Принципы реализации проекта:
- добровольности;
- значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
- вариативности форм и методов;
- научности;
- непрерывности и целостности;
- комплексности;
- сотрудничества;
- постоянства обратной связи;
- открытости;
- конфиденциальности.
Формы работы с родителями:
- педагогическая гостиная;
- консультации, беседы;
- развлечения, праздники;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- практикумы;
- папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
- обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
- Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – октябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
- мини-педсовет для родителей “Детский сад и семья”;
- опрос-диагностика родителей на тему: «Уровень компетентности родителей в речевом развитии детей»;
- консультация на тему: «Волшебная роль артикуляционных сказок»;
- памятки «Строение речевого аппарата»;
II. Основной этап (2 месяц — ноябрь).
- .практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»;
- индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков;
- памятки «Артикуляционные сказки своими руками»;
III. Заключительный этап (3 месяц — декабрь)
- Совместное изготовление родителей с детьми мини книжки на тему: «Артикуляционные сказки».
- Оформление выставки «Артикуляционные книжки — малышки своими руками».
- Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
- Награждение участников проекта в различных номинациях.
- Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
- Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Путём анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Так же родители готовы активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе по устранению речевых недостатков детей.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения родителями и детьми, новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
|