Карнаухова Александра Васильевна.. «Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй»

«Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй»

Современные исследователи – психологи (В. П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

 

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах,

Для того, чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо родительского собрания, в нашем ДОУ, мы используем такие формы работы как — «педагогическая гостиная»; дни открытых дверей; открытые практические занятия, папки-передвижки, «логопедическая библиотека», мультимедийные презентации, буклеты.

Для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ мы разработали проекты, которые способствуют формированию и повышению уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей такие, как «Семейный клуб», «Я и моя семья», «Рука об руку», «Семейные традиции».

Свою работу мы начали с совместного логопедического проекта

«Волшебная роль артикуляционных сказок».

Структура логопедического проекта «Волшебная роль артикуляционных сказок».

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники старшей группы и их родители.

Продолжительность: средней продолжительности.

Сроки реализации: октябрь 2014 –декабрь 2014

Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи проекта:

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
  • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

-Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда».

Актуальность темы:

- необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

  • участие родителей в планировании совместной деятельности
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ
  • правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности;
  • непрерывности и целостности;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

  • педагогическая гостиная;
  • консультации, беседы;
  • развлечения, праздники;
  • открытые занятия;
  • дни открытых дверей;
  • родительские собрания;
  • практикумы;
  • папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
  • обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  4. Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  5. Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – октябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • мини-педсовет для родителей “Детский сад и семья”;
  • опрос-диагностика родителей на тему: «Уровень компетентности родителей в речевом развитии детей»;
  • консультация на тему: «Волшебная роль артикуляционных сказок»;
  • памятки «Строение речевого аппарата»;

II. Основной этап (2 месяц — ноябрь).

  • .практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»;
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков;
  • памятки «Артикуляционные сказки своими руками»;

III. Заключительный этап (3 месяц — декабрь)

  • Совместное изготовление родителей с детьми мини книжки на тему: «Артикуляционные сказки».
  • Оформление выставки «Артикуляционные книжки — малышки своими руками».
  • Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
  • Награждение участников проекта в различных номинациях.
  • Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
  • Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Путём анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Так же родители готовы активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе по устранению речевых недостатков детей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения родителями и детьми, новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
  4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
  6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
Просмотров: 419
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Татьяна Михайловна Базарова. Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Чарунова Валентина Федоровна. Повышение информационно-коммуникационной компетентности родителей
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Моисеенко Валентина Анатольевна. Консультация для родителей «Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития»
  • Моисеенко Валентина Анатольевна. Консультация для родителей «Использование картин, иллюстраций как средство речевого развития»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Разуваева О. В., Гарифулина О. М., Маракина Я. К. Презентация проекта «Наши подземные друзья дождевые червячки» с участием детей педагогов и родителей
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Шапкунова Марина Александровна. Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4лет»
  • Вера. Философия взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Сергунина Е.А.. Консультация для родителей 'Совместная творческая деятельность родителей с детьми'
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Исследование педагогической компетентности родителей в условиях дошкольной организации
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь