Это актуально во все времена… От простого к сложному.
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Ежегодно наша медико-педагогическая комиссия обследует детей, которые нечетко говорят и нуждаются в помощи специалистов и сами родителя вряд ли справятся с плохой речью своих детей. И мне хочется обратиться ко всем молодым мамам, папам, как они могут помочь своим любимым детишкам справиться не только с задержкой речевого развития, а также развить память, внимание, воображение, фантазию, гибкость и подвижность кисти руки, пальчиков, что в дальнейшем облегчит овладение навыками письма в школьном возрасте.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, а мозг, кажется парадоксальным, но это действительно так. И не только ученые пришли к этому выводу. Разные народы нашего земного шара знали это из собственного опыта.
Еще в двадцатые годы русский этнограф Андреев М.С., путешествуя по разным странам, с удивлением писал, что младенческие игры- потешки очень похожие на русскую «Сороку- ворону», встречаются у многих других народов. Например у киргизов взрослый крутит пальцем по ладони годовалого малыша, приговаривая:
«Большой палец-утка с утятами, средний- тополь, струя воды -маленький ребенок».
У немцев подобная игра: четыре трудолюбивых пальца собирают сливы, а маленький мизинчик-жулик все съедает (т. е. взрослый загибает пальчики в кулачок, проговаривая при этом четверостишье). У жителей Аму- Дарьи взрослый кружит пальцем на детской ладошке с другими словами.
Разные народы, разные игры, разные тексты, но везде игра обращена к годовалому ребенку и везде повторяются одни и те же «магические» движения: круги пальцем по руке ребенка, поочередное загибание пальчиков, движение вверх по руке до подмышки, легкая щекотка. И это все не случайно. Народные игры мудры: они вбирают в себя именно то, что в данное время необходимо ребенку, А что нужно годовалому малышу? Это близость мамы- вот она, совсем рядом и простейший стишок, которым сопровождает взрослый прикосновения у ребенка, а гимнастика пальчиков- вот он отличный стимул для развивающей речи, легкий массаж- это тоже замечательно для ребенка!
Мамино плавное или прерывистое движение вверх по руке ребенка дает понять малышу: «Вот она, моя рука, от пальцев до плеча». А легкая щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой.
С какого же возраста можно начинать выполнять пальчиковую гимнастику?
Некоторые специалисты советуют заниматься с детками с 6-7 месяцев (в Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста). Но и в более позднем возрасте занятия с пальчиками будут очень полезны и эффективны. Нужно уделить своему ребенку 2-3-5 минут ежедневного массажа кистей рук и пальцев (ведь это так немного для взрослого, но как много для ребенка это даст). Поглаживать и растирать ладошки вверх- вниз, разминать и растирать каждый пальчик вдоль, затем поперек, растирать пальчики спиралевидными движениями и сопровождать их разными стихотворными текстами, да можно и прозой, фантазируя на ходу. Но надо помнить, что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, занимаясь ежедневно около 5 минут.
Сначала любое упражнение нужно выполнять медленно, а при необходимости помогать малышу загибать- разгибать пальчики.
Упражнения для пальцев развивают точную координацию движений, учат противопоставлять большой палец остальным, сжимать и разжимать пальцы в кулачки и наоборот.
И все пальчиковые игры полезны не только детям с плохой речью, задержкой в развитии речи, они полезны и детям, у которых речевое развитие протекает нормально, своевременно.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать своим родителям, учат вслушиваться и понимать смысл речи, а главное повышать речевую активность ребенка.
Уважаемые взрослые, играйте с пальчиками своих детей и вы убедитесь в результативности своего маленького труда на этом поприще. Помните, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является и стимулом для развития речи ребенка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальцевые игры очень важны для ребенка.
Будьте терпеливы, внимательны и не забывайте о системности занятий. Удачи Вам и Вашим малышам!
Учитель-логопед МБДОУ №30 Чарунова В.Ф.
Дополнительная информация:
Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская, МБДОУ № 30
|