Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург 2016
Дата проведения анализа: 22. 10. 2015
Характеристика группы:
- группа детей подготовительного к школе возраста: 6-7 лет;
- количество – 29 человек;
- гендерный состав: 17 мальчиков, 12 девочек;
- физическое развитие: в основном соответствует возрасту.
Скачать конспект
В результате анализа развивающей предметно — пространственной среды подготовительной группы выявлено, что воспитатель Кустова Ирина Геннадьевна при создании развивающей предметно-пространственной среды учитывала:
- реализацию ОП ДО (отражение образовательных областей);
- учет возрастных особенностей.
- принцип дистанции, при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности, динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
- принцип сочетания привычных и оригинальных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Кустова Ирина Геннадьевна создала в группе безопасную предметно-пространственную среду: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые на участке и в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности. (Например: маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, острые углы фиксируются мягкими уголками, не используются предметы из стекла, мелкие игрушки и предметы диаметром менее 3 см, мебель устойчива, полки надежно прикреплены к стенам).
Воспитатель организовала комфортную предметно-пространственную среду: размеры и конструкции оборудования и пособий соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту, индивидуальным особенностям. Среда группы зонирована и способствует проявлению детской активности. В помещении группы имеется мебель (диван, шкафы), напоминающие домашнюю обстановку. Центры самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.
Кустова И.Г. в интерьер группы включила элементы оформления, создающие приятные позитивные ассоциации: уголок книги и театрализации, в помещении группы и раздевалке используются детские работы, а также выставка работ, выполненных руками родителей вместе с ребенком дома из природного и бросового материала.
Центр природы. Цветущие растения и растения с крупными листьями.
Гербарий, всевозможный природный материал, календарь природы, дневники наблюдений, альбомы с иллюстрциями животных и птиц.
Развивающие пособия в группе Кустовой И.Г. подобраны с учетом гендерного подхода, учитывающего интересы и потребности мальчиков и девочек: машины и куклы, игрушки-двигатели и коляски, для девочек — более привлекательные и яркие по форме, но по содержанию равноценны пособиям для мальчиков.
Комфортному пребыванию детей способствует стиль поведения воспитателя: преобладание контактных форм общения в работе с детьми (коммуникативные игры), а также добрые традиции группы.
Все предметы декора и интерьера в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.
Кустова И.Г. организовала содержательно насыщенную развивающую предметно пространственную среду группы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе музыкальный центр) игровым, физкультурным, оздоровительным оборудованием, насыщенность среды обеспечивает предметную деятельность, общение со взрослым, игры со сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, действия с бытовыми предметами, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики. Среда для выпускников наполнена пособиями, играми для подготовки к школе.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. В группе рационально размещено оборудование и определено его количество. Обстановку можно менять до неузнаваемости с помощью переносных ширм, которые, в свою очередь легко трансформируются и используются для различных видов деятельности детей.
Воспитателем подобраны разнообразные полифункциональные (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления) предметы (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т.д.). Так же имеются природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Пособия для детей обладают такой характеристикой, как универсальность, т.е. возможностью использовать каждый предмет для выполнения с ним разнообразных действий, например, развитие мелкой моторики.
Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, появляются новые предметы и материалы, стимулирующие предметную, двигательную активность детей, восприятие сказок и стихов, рассматривание картинок, экспериментирование с материалами и веществами, игры с составными и предметными игрушками. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей.
Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Предметно-развивающая среда группы обладает такими обязательными характеристиками, как: полифункциональность, вариативность, универсальность и трансформированность.
Реализация ОП ДО.
Предметно-развивающая среда группы спроектирована Кустовой И.Г.. в соответствии с ООП ДО, созданы условия для реализации образовательных областей. Для этот в группе организованы следующие центры:
- познавательного развития;
- занимательной математики;
- безопасности;
- экспериментирования;
- природы;
- конструирования;
- социально-коммуникативного развития;
- патриотического воспитания;
- физического развития;
- игровой;
- тетрально-музыкальный;
- книги и речевого развития;
- художественно-эстетического развития (изодеятельность).
Содержимое уголков дает возможность эффективно организовать образовательный процесс во всех образовательных областях с учетом индивидуальных особенностей детей.
1. Социально-коммуникативное развитие:
- игрушки-персонажи — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), для развития отобразительных игр у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, накидки, банты, бусы, сумочки, зонтики. У мальчиков: детали военной формы, предметы обмундирования, технические игрушки, рули, якоря, бинокли, имеются подручные материалы (шнурки, веревки, колеса), которые творчески используются для решения игровых проблем;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр ( «Семья», «Доктор» и т.д.);
- игрушки – предметы оперирования — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).;
- маркеры игрового пространства — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, машина-трансформер, детская, кукольная мебель, предметы быта и т.д.);
- «сундучок» с предметами-заместителями;
- строительный материал, конструкторы.
2. Познавательное развитие:
- Материал для освоение детьми представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами).
- Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.
- объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, наборы для опытов с водой и песком, мозаика, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, наборы кубиков и др.)
- образно-символический материал (наборы картинок)
3. Речевое развитие:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов речи:
- картотека словесных игр; картотека «речи в движении»; картотека потешек и других форм литературного творчества;
- игры на развитие мелкой моторики; развивающие игры (шнуровки, вкладыши); игры-забавы;
- аудиозаписи литературных произведений;
- картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания;
- образно-символический материал ( «Парочки», пазлы);
- различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;
Восприятие художественной литературы и фольклора:
- художественная литература для чтения детям;
- книжный уголок.
4. Художественно-эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность:
- музыкальный центр;
- музыкальный инструменты;
- подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями;
- шумовые инструменты;
Изобразительная деятельность:
- материалы и оборудование для продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- природный, бросовый материал;
- иллюстративный материал, плакаты, картины;
- художественная литература с иллюстрациями;
- изделия народных промыслов (матрешки);
Конструирование из разных материалов:
- строительный материал, напольные конструкторы, плоскостные конструкторы.
5. Физическое развитие:
Двигательная деятельность:
- оборудование для стимуляции двигательной функции;
- картотеки подвижных игр, игр на ловкость (поймай рыбку);
- атрибуты и маски для проведения подвижных игр и эстафет;
- иллюстрированный материал по ознакомлению с разными видами спорта;
Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
- алгоритм для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков (одевание, умывание и т.д.);
- художественная литература;
- игрушки-персонажи;
- настольные игры;
- иллюстративный материал.
Вывод: участие воспитателя Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Учет возрастных особенностей.
Предметно-развивающая среда ориентирована на использование форм адекватных возрасту детей подготовительной группы. В группе учитывается принцип этапности. В среде отражаются те образовательные задачи, которые усложняются с психологическим возрастом ребенка, и ориентируются на зону «ближайшего развития»: в наличие предметы и материалы, известные детям; предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого; незнакомые предметы и материалы.
Особое место при учете возрастных особенностей отводится игре. Дети этого возраста могут распределять роли, определять правила и планировать организацию игрового пространства. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности, а также широко используются предметы заместители
Среда в группе моделируется. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели. Среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; присутствуют игровые ситуации «напоминания», предлагающие детям образцы; обогащение тактильного опыта.
В обстановке группы выделяет следующие особенности: комфортность и безопасность; тщательное планирование обстановки до прихода детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер ребенка в играх и занятиях). Все игры, игрушки и пособия, предназначенные для детей, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, что обеспечивает развитие основных видов детской деятельности.
Воспитателем выделено достаточного места в группе для активного движения, физкультурных пособий. Свободное пространство составляет половину группы.
Вывод: участие Кустовой И.Г. в создании предметно-пространственной развивающей среды обеспечивает учет возрастных особенностей детей.
Среда ориентирована на зону «ближайшего и актуального развития ребенка». В среде прослеживается опережающий характер содержания образования, так как дети по-разному усваивают материал: поэтому 10% материалов отражает изученную тему, 80%-текущую, 10%-будущую. Это позволяет обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослы содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе
|