Подготовили:
- Старший воспитатель Кирина О.Н.
- Педагог-психолог Курочкина Г.В.
ГБОУ ШКОЛА № 1935
«Инклюзивное образование»
- это система обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
«Блиц-опрос» (выявление трудностей у учителей в инклюзивном образовании)
Скачать презентацию
Педагог — центральная фигура, реализующая инклюзивные процессы, создающий психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Структура профессиональной готовности:
информационная готовность;
владение педагогическими технологиями;
знание основ психологии и коррекционной педагогики;
знание индивидуальных отличий детей;
готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения;
знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развитии;
готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
Типичные психологические проблемы в процессе взаимодействия специалистов и учителей:
Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.
Учителя испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать.
ФОРМЫ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГОВ, ВКЛЮЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ВКЛЮЧЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
Принимает особенности ребенка с ОВЗ, «видит» ресурсы и ограничения ребенка в образовательной ситуации;
Понимает особенности ребенка с ОВЗ проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от логопеда, педагога психолога, дефектолога;
Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с ребенком, детским сообществом, родителями, специалистами;
Принимает ответственность за создание и реализацию эффективных психолого-педагогических условий включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс;
Планирует, осуществляет педагогическое воздействие, анализирует результат;
Вовлеченность в процесс взаимодействия со специалистами, видение целостной картины психолого-педагогического сопровождения ребенка;
ОТСТРАНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
«Видит» проблемы ребенка с ОВЗ, называет трудности в контексте проблем «не видит», «не успевает», «рассыпается», «молчит, когда надо сказать»;
Получает информацию от специалистов об особенностях ребенка с ОВЗ, проявляющихся в образовательной ситуации;
Возлагает ответственность на ребенка родителей, специалистов, «не хочет», «не может», «не занимаются родители;
«Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, «эмоциональное выгорание»;
Педагогическое воздействие носит характер указаний (не имея педагогической ценности: «смотри», «помолчи» «делай», «успевай»);
Ожидание готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;
Основным психологическим «барьером» является:
страх перед неизвестным
страх вреда инклюзии для
остальных участников процесса
негативные установки и предубеждения
профессиональная неуверенность учителя
нежелание изменяться
психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми
Сопротивление
— это защитный механизм психики. Внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни.
Учителя проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
Пять стадий принятия
Отрицание (игнорировать проблему или спихнуть ее на кого-нибудь)
Гнев (обвинения, виноваты другие)
Торг (откупиться от проблем)
Депрессия (изоляция от реальности)
Принятие – это реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за свои поступки. Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели.
Наиболее эффективные методы:
Работа в команде специалистов
Включение в ежемесячные встречи, круглые столы, семинары
Консультации, беседы с психологом
Обучение навыкам эффективного взаимодействия
Рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома эмоционального выгорания».
Встречи с опытными педагогами специальных учреждений
Баллинтовская группа, которая позволяет купировать профессиональный стресс и получить эмоциональную поддержку коллег
Спасибо за внимание!
Деятельность педагога — ключевая деятельность в процессе инклюзивной практики в тесном тандеме со специалистами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность.
|