Статья "Роль педагога ДОУ в эмоциональном развитии и нравственном становлении ребенка в рамках внедрения ФГОС"
Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души... В.А. Сухомлинский.
В современном образовании на фоне развития инновационных технологий и непрерывного технического прогресса перед педагогами встают все более сложные воспитательные задачи. В ФГОС опубликовано описание портрета выпускника ДОУ, в котором основной акцент сделан на гармоничном развитии ребенка. Только в таком случае он сможет быть социально успешен и преуспевать в учебе. Именно таким каждый родитель хочет видеть своего ребенка.
Однако часто мы встречаемся с подменой понятий, когда вклад в гармоничное развитие заключается в записи ребенка во всевозможные кружки (изучение трех иностранных языков, занятия по математике, конструированию, футболу, каратэ, балету и т.п.) или в обеспечении совсем еще малыша всеми видами современных гаджетов (планшетами, приставками, телефонами, айфонами).
Конечно, забота о том, чтобы ребенок много знал и умел – это прекрасно. Но все чаще психологи пишут о дисгармоничном развитии детей и эмоциональной депривации. Ведь психологический портрет современного ребенка очень изменился, и специалисты обращают внимание родителей и педагогов на то, что эмоционально-нравственное развитие существенно уступает интеллектуальным навыкам и эрудиции детей.
Сегодняшние мальчики и девочки живут в «информационном водопаде» — они очень много знают, умеют пользоваться такими устройствами, с которыми не всегда справляются их родители. Но зачастую детям трудно ориентироваться в этом потоке информации, поэтому они не понимают, как пользоваться своими знаниями, как применить их во благо. У детей сегодня удивительное разнообразие игрушек, но они не умеют с ними играть, совершая примитивные манипуляции с предметами. Они знают, что такое вежливые слова, но не употребляют их, когда это необходимо. Да и нужны ли три иностранных языка человеку, который не умеет достойно вести себя в обществе, уважать других людей и себя самого?
В положениях, касающихся духовно-нравственного воспитания, ФГОС устанавливает целевые ориентиры дошкольного образования, в соответствии с которыми духовно-нравственная культура складывается из установки положительного отношения к миру; способности ориентироваться в поступках людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватно проявлять свои чувства в отношениях со взрослыми и сверстниками.
В связи с вышесказанным, перед педагогом и родителями встают такие задачи, как:
- научить ребенка доброжелательным позитивным взаимоотношениям между детьми
- научить коллективным играм
- обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга
- создавать игровые ситуации, способствующие формированию заботливого отношения к окружающим
- воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость
- обеспечить эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
- взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в жизнедеятельность детского коллектива, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
Дошкольный возраст является сензетивным периодом для восприятия эмоционального материала. Взывая к чувствам и эмоциям ребенка через мир сказок, через театрализованные постановки, творческие работы, продуктивную деятельность, через совместную игру, педагог имеет возможность способствовать формированию нравственного начала ребенка.
Различные формы сотрудничества с родителями могут помочь в достижении поставленных целей и задач:
- папки-передвижки различной тематики ( «Сказка перед сном», «Куклы разные нужны – куклы разные важны», «Детский фольклор в развитии ребенка», «Роль игрушек-заместителей в развитии ребенка»)
- анкетирования ( «Мой ребенок дома», «Стиль воспитания»)
- родительские собрания ( «День рождения – мой самый главный день», «Наказания и поощрения», «Что читать ребенку?» и т.п.)
- выставки семейного творчества ( «Делаем куклу с мамой и папой», поделки «Осень пришла» и т.п.)
- совместные праздники ( «День пожилого человека», «Новый год – семейный праздник», спортивные состязания «Мама, папа, я – спортивная семья» и так далее).
В данном случае роль педагога очень важна. Родители, дети которых посещают детский сад, часто не замечают, как меняется их ребенок, ведь большую часть дня он проводит в детском коллективе с воспитателем, и воспитатель становится свидетелем этих возрастных перемен. Иногда родители изначально не умеют играть с ребенком, не потому что они плохие, а потому что никто этому их не учил. И в таком случае, педагог может помочь родителю найти новый подход к ребенку, привлекая родителей к совместной деятельности с их детьми. Может помочь овладеть позитивной лексикой в общении с детьми, тем самым способствуя повышению культурного уровня и педагогической компетентности родителей, научить педагогическому общению. Может помочь взглянуть с позитивной точки зрения на то, как меняется их ребенок.
В работе с детьми эффективными могут стать следующие формы работы:
- чтение художественной литературы на различные темы актуальные возрастному развитию. Чтение сопровождается эмоциональной гимнастикой, т.е. беседами на понимание сюжетов сказок и рассказов, понимание поступков героев
- театрализованные постановки ( «Стрекоза и муравей», о важной роли каждого человека в любом деле «Крылатый, мохнатый, масляный» и так далее)
- проекты ( «Мир насекомых» — формирование экологической культуры и бережного отношения к природе; «Интервью с бабушкой» в рамках Дня пожилого человека).
- тематические выставки (выставка творческих работ к 8 марта «Мы подарим мамам солнышко»; «Бабушка рядышком с дедушкой» фотовыставка, посвященная Дню пожилого человека, «Дружно весело шагать» о буднях в детском коллективе).
Каждое мероприятие не является выхваченным из контекста событием, а относится к большому блоку работы с детьми на протяжении всего года, а иногда и последующих лет. Потому что нельзя прививать любовь к природе или уважение к старшему поколению через единичные беседы. Помогать мамам только 8 марта было бы странно. Ценности, которые мы прививаем своим детям, важны ежедневно и ежеминутно, ведь мы хотим воспитать в детях личность.
В контексте нравственного воспитания и эмоционального развития ребенка педагог предстает в роли проводника в мире чувств и эмоций на пути к понимаю другого человека и самого себя. Своим примером и умением создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, организовать эффективное взаимодействие между детьми, сформировать положительный эмоциональный фон в группе детей, педагог способствует гармоничному развитию каждого ребенка.
|